20.07.09

Украина. Непродуманная тарифная политика угробила транзит

В первые месяцы 2009 г. украинские порты потеряли почти 11 млн т грузов, что связано с мировым финансово-экономическим кризисом, а также с непродуманной тарифной политикой железных дорог.

За январь—май 2009 г. морские торговые порты Украины снизили объемы перевалки грузов на 19,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. — с 55,09 млн т до 44,17 млн т.

Из 18 портов за отчетный период объемы перевалки увеличили лишь 4: Керченский — на 6,3% (до 1,386 млн т), Херсонский — на 2% (до 1,269 млн т), Севастопольский — на 0,2% (до 168 тыс. т) и Усть-Дунайский — на 27,9% (до 46,3 тыс. т), сообщает УНИАН.

В то же время Ильичевский МТП сократил грузоперевалку на 9,5% (до 7,145 млн т), Одесский — на 18,2% (до 12,226 млн т), МТП "Южный" — на 12,2% (до 7,98 млн т), Мариупольский — на 31,1% (до 4,167 млн т), Николаевский — на 17,3% (до 3,322 млн т), Феодосийский — на 1,8% (до 1,241 млн т), Измаильский — на 52,1% (до 1,562 млн т), Бердянский — на 38% (до 620,9 тыс. т), Евпаторийский — на 18,1% (до 771,5 тыс. т), СМП "Октябрьск" — на 24,7% (до 982 тыс. т), Ренийский — на 55,2% (до 701,5 тыс. т), Скадовский — на 45,5% (до 228,2 тыс. т). Следует отметить, что грузооборот морских портов России за 5 месяцев 2009 г. вырос на 5,3% — до 193,4 млн т. Перевалка сухих грузов сократилась на 4,1% (до 74,5 млн т), а наливных грузов — увеличилась на 12,2% (до 118,9 млн т).

Объем перевалки экспортных грузов увеличился на 6,6% (149,6 млн т), в т.ч.: угля — на 6,9% (23,2 млн т), зерна — в 10 раз (8,2 млн т), руды — почти в 3 раза (2 млн т), а также наливных грузов — на 6,7% (91,5 млн т). Снизился объем перевалки минудобрений на 34%, лесных грузов — на 46%, черных металлов — на 11%, грузов в контейнерах — на 15%.

Перевалка импортных грузов сократилась на 42% и составила 10,4 млн т, в т.ч. грузов в контейнерах — на 44%, генеральных — на 51%. Объем перевозок транзитных грузов через морские порты РФ вырос на 10,7% (18,5 млн т) за счет сырой нефти. В то же время перевалка сухих грузов по транзиту сократилась на 43,7%. В каботаже перевалка грузов увеличилась в 1,7 раза (14,9 млн т): сухих — на 33,5%, наливных — в 2 раза.

В морских портах Северо-Западного бассейна РФ объем перевалки грузов за 5 месяцев т.г. составил 87,4 млн т (+0,4%), в т.ч. сухих — 29,1 млн т (-18,4%), наливных — 58,3 млн т (+13,4%); Южного бассейна — 72,8 млн т (+15,4%), в т.ч. сухих — 24,5 млн т (+31,2%), наливных — 48,4 млн т (+8,7%); Дальневосточного бассейна — 33,2 млн т (-0,9%), в т.ч. сухих — 21,0 млн т (-10,5%), наливных — 12,2 млн т (+21,3%). По итогам 5 месяцев 2009 г. международные ж/д перевозки (экспорт, импорт, транзит) в РФ сократились на 17,6% (до 184,8 млн т), однако показатель экспорта грузов по ж/д через порты вырос на 2,5% — до 74,9 млн т.

Эксперты объясняют это тем, что российским портам удалось перехватить часть грузов, которые раньше шли через порты соседних государств. При этом в номенклатурном разрезе грузов видно, что через порты по ж/д было перевезено на 1,4% больше угля (22,4 млн т) и на 48,3% больше руды (3,4 млн т) при том, что перевозка того же сырья внутри страны и через сухопутные погранпереходы значительно сократилась: по углю — на 20% и 24,4% соответственно, по руде — на 23,7% и 34,2% соответственно.

Т.о., российским портовикам удалось привлечь на свои перевалочные мощности больше угля и руды, несмотря на то, что в РФ добыча угля в январе—апреле т.г. сократилась на 17,3%, а железной руды — на 27%. В "Первой грузовой компании" ("ПГК") пояснили, что за 5 месяцев 2009 г. компания перевезла угля почти столько же, сколько за весь 2008 г. Экспорт вырос в основном в направлении северо-западных и дальневосточных российских портов. В "ПГК" это связывают с падением спроса на внутреннем рынке, что вместе с девальвацией рубля сделало экспорт еще более привлекательным. Кроме того, наблюдается переориентация транспортных потоков с украинских портов на российские, в т.ч. из-за повышения украинского транзитного тарифа на перевозку угля (с июля 2008 г. по январь 2009 г. он вырос на 34%, а с учетом роста курса доллара США в начале т.г. — на все 89%). По мнению "ПГК", это фактически "убило транзит". К слову, зарубежные порты Балтики уже снизили этот тариф, что и помогло им в 1 кв. т.г. увеличить перевалку сухих грузов на 6%.

Начальник Николаевского МТП В. Капацына подтверждает, что причина потерь не столько в кризисе, сколько в неприемлемых для грузоотправителей ж/д транзитных ставках.

По его словам, именно из-за необоснованно высоких транзитных тарифов отправители российского угля и железной руды отказались от перевалки своих грузов в портах Одессы, Ильичевска, Южного и Николаева в пользу российского Новороссийска.

Примечание. В мае 2009 г. Михайловский ГОК практически прекратил поставки железорудных окатышей в адрес Николаевского МТП, погрузив всего порядка 5,5 тыс. т (88 вагонов). Это в 40 раз меньше, чем в апреле т.г., когда было поставлено примерно 230 тыс. т. ОАО "РЖД" в период кризиса на 30% снизило ж/д тарифы для грузов, следующих в российские порты, а в сторону украинских портов тариф остался без изменения, соглашается зампредседателя транспортного комитета ВР Ю. Крук.

Он замечает, что сохранение действующей в стране тарифной политики губительно для транспортной отрасли в целом и для морских перевозок в частности.

По данным Ю. Крука, в настоящее время портовики устанавливают ставки на перевалку транзитных грузов на уровне ее себестоимости. Однако и это не спасает — перевалка российского сырья в Новороссийске все равно выгоднее из-за более низких тарифов на ж/д доставку грузов. Гендиректор "Укрзалізниці" М. Костюк, в свою очередь, заявляет, что падение объемов перевалки в портах Украины — следствие несовершенства законодательства, регулирующего тарифы на услуги железных дорог. Он уверен, что после вступления в силу нового тарифного сборника ситуацию удастся переломить. Там предусмотрены преференции для грузоотправителей, заявляющих большие объемы поставок, но установить для всех лояльные тарифы невозможно — слишком большие убытки из-за кризиса, отмечает М. Костюк.

Однако эксперты полагают, что выбранная железнодорожниками тактика — не самая удачная.

Руководитель "Менеджмент консалтинг групп" Д. Подтуркин поясняет, что реальный объем скидки на услуги "Укрзалізниці" грузоотправитель может узнать, только оформив заявку на перевозку. Но во время кризиса выигрывает тот, кто не постфактум, а накануне выставляет низкие цены, привлекая грузопотоки. "Укрзалізниця" лишена такой возможности, так как ее деятельность жестко регулируется госорганами.

На руку российским портам также сыграло введение нового угольного терминала на Дальнем Востоке, а что касается руды, то в 2009 г. Новороссийский порт сделал очень хорошее предложение по ее перевалке. Перечисленные факторы, по всей вероятности, и позволили российским портовикам забрать себе потоки угля и руды, которые раньше шли в порты Украины и частично Прибалтики.

Однако Украина умудрилась потерять не только транзит навалочных грузов, но и наливной транзит.

Тарифная политика Минтранссвязи привела к переориентации нефтетранзита из украинских портов в Новороссийск (РФ), Так, по итогам 5 месяцев 2009 г. падение объемов переработки нефти и нефтепродуктов в Одесском МТП составило около 3 млн т, или 37,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

По данным начальника Одесского МТП Н. Павлюка, недополученная прибыль порта составила 25 млн грн. А с учетом потерь партнеров (ж/д, НПЗ, транспортно-экспедиторские компании и др.) суммарный ущерб оценивается в 660 млн грн., сообщает газета Комментарии. На июнь т.г. запланирована переработка 320 тыс. т транзитных нефти и нефтепродуктов, что на 70% меньше, чем в июне 2008 г. Сохранение такой негативной динамики может привести к тому, что потери порта к концу 2009 г. достигнут 70 млн грн. (а с учетом смежников — около 1,5 млрд грн.).

Особо ощутимой потерей для Одесского МТП стало сокращение на 54% транзита казахской нефти, на которую в 2008 г. приходилось около 70% всего нефтетранзита через порт.

В то же время черноморско-азовские порты РФ нарастили объемы грузоперевалки именно благодаря нефтегрузам. Так, в Новороссийском порту объемы перевалки сырой нефти выросли на 5,2% (+908,9 тыс. т), а нефтепродуктов — на 21,9% (+968,7 тыс. т). На уровне 2008 г. остались и показатели Туапсе. В 2 раза выросли объемы перевалки в Таганроге. Черноморский порт Батуми (Грузия) увеличил перевалку на 1,3%. Главной причиной переориентации транзита начальник Одесского МТП называет отмену с 1.01.2009 г. 50% скидки к тарифам, которая ранее стимулировала увеличение нефтетранзитных грузопотоков. С учетом роста ж/д тарифов стоимость перевалки 1 т нефти в Одессе стала на $3,5 выше, чем в Новороссийске. Т.е. для переработки объемов на уровне 2008 г. грузоотправителю следовало дополнительно заплатить около $50—55 млн.

Примечание. Как заявил на 8-й Международной выставке и конференции InterTransport-2009 (г. Одесса) начальник Одесской ж/д И. Левицкий, поставки казахской нефти на ст. Одесса-Пересыпь возобновились с марта т.г. и постепенно увеличиваются, сообщает РЖД-Партнер. По информации, которой располагает журнал Транспорт, действительно, в марте т.г. в адрес вышеуказанной ж/д станции из Казахстана были отправлены 2854 цистерны с нефтью, в апреле т.г. — 4778, в мае т.г. — 839. За 26 дней июня т.г. погружено 3244 цистерны. Основной получатель — ЗАО "Синтез Ойл".

Но это, возможно, только начало проблем для украинских транспортников. Согласно оценкам Минтранса РФ и ОАО "РЖД", реализация портовых и ж/д проектов в Азовско-Черноморском регионе в 2009—2011 гг. позволит минимум на треть сократить российский транзит через Украину, что грозит для Украины потерей, по меньшей мере, $80 млн ежегодно.

Эти проекты уже осуществляются. Так, например, администрация Краснодарского края недавно одобрила строительство перегрузочного комплекса в азовском порту Приморско-Ахтарск.

Только один этот проект поможет на 5—10% сократить российский внешнеторговый транзит через соседние украинские порты Керчь и Мариуполь. Вдобавок резко понизится зависимость РФ от транзита по Керченскому проливу, который находится под контролем Украины. В "Укрзалізниці", похоже, всю опасность сложившейся ситуации уже осознали. Ж/д администрация пытается сделать свою тарифную политику более гибкой, чтобы увеличить привлекательность украинского направления для транзитных грузов.

В частности, с 1.06.2009 г. и до конца т.г. установлены конкурентоспособные тарифы на некоторых направлениях перевозки и для отдельных видов грузов. В частности, на участке Чоп—Дьяково установлена скидка в размере 50% к базовым ставкам Тарифной политики железных дорог Украины на 2009 фрахтовый год (ТП УЗ-2009). На такой шаг пришлось пойти, так как в 2009 г. объемы транзитных перевозок через Чоп—Дьяково сократились на 95% по сравнению с 2008 г. Кроме того, установлен понижающий коэффициент в размере 0,77 к базовым ставкам сквозного тарифа, согласованного с Минтрансом РФ, на перевозку глинозема назначением на станции Таджикистана через украинские порты Черного и Азовского морей. В целом с целью привлечения объемов транзитных перевозок по территории Украины алюминия из Таджикистана установлен понижающий коэффициент в размере 0,83 к базовым ставкам (ТП УЗ-2009).

Украинские железнодорожники уверены в том, что достичь конкурентоспособной логистики можно лишь совместными усилиями всех заинтересованных участников перевозочного процесса. "Укрзалізниця" направила в Минтранс РФ и ОАО "РЖД" предложения относительно распространения понижающего коэффициента в размере 0,83 (в рамках сквозного тарифа) на перевозку алюминия в направлении российских портов Балтийского моря на аналогичные перевозки в украинские порты. Согласно данным "Укрзалізниці", снижены также тарифы на транзитные перевозки светлых нефтепродуктов и продуктов нефтехимии со станций Белорусской ж/д в направлении припортовых станций Украины. Для этих видов грузов тарифы снижены в размере 30% к базовым ставкам (ТП УЗ-2009) при условии привлечения среднемесячных гарантированных объемов перевозок светлых нефтепродуктов в размере 30 тыс. т и растворителей в размере 30 тыс. т.

Но это еще не все. На пресс-конференции 26.06.2009 г. первый заместитель начальника Главного коммерческого управления "Укрзалізниці" Ю. Меркулов заявил, что его ведомство также рассчитывает на повышение скидок к тарифам на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины, с 15% до 30%. "Мы инициировали перед Минтранссвязи, для того чтобы более гибко формировать цену, право предоставления начальниками портов скидок к их аккордным ставкам по переработке грузов в порту до 30%. Сейчас Сборником тарифов на переработку грузов в портах начальникам портов установлено право давать скидку не более 15%, и этот зазор не позволяет сегодня более оперативно влиять на конечную цену", — пояснил Ю. Меркулов .

По его словам, такая инициатива нашла понимание и поддержку со стороны Минтранссвязи, и "Укрзалізниця" надеется ее реализовать уже в ближайшем будущем.

Ю. Меркулов напомнил, что за 5 месяцев 2009 г. объемы транзитных перевозок снизились на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. В то же время произошла переориентация транзитных потоков: если раньше основной поток транзита через Украину шел с востока на запад (с Восточной в Западную Европу), то в настоящее время — в адрес морских портов (на юг) с дальнейшим направлением на Северную Африку, ЮВА, Китай.

В целом из-за падения объемов перевозок доходность "Укрзалізниці" по транзиту сократилась примерно на 15% по сравнению с началом т.г. В связи с этим ведомство постоянно проводит переговоры относительно увеличения объемов транзита. В частности, проведены переговоры с крупными российскими холдингами — "Роснефтью", "Металлоинвестом", угольными трейдерами.

В ходе проведения встреч с основными грузовладельцами РФ задекларированы определенные гарантированные объемы перевозок, которые будут вносить достаточно серьезный вклад в т.ч. и в формирование бюджета "Укрзалізниці", сообщил Ю. Меркулов. Это гарантированные перевозки железорудного сырья с учетом переориентации его в адрес украинских черноморских портов, это и перевалка российской нефти, в частности "Роснефти" самарской группы, это и увеличение объемов перевозок угля, в первую очередь в Европу. В частности, речь идет о транзите около 850 тыс. т ЖРС в месяц, тогда как ранее объемы составляли около 620 тыс. т. Кроме того, предварительно речь идет о 350 тыс. т транзита нефти и нефтепродуктов "Роснефти", но только в зимние месяцы — с октября 2009 г. по март 2010 г. При этом Ю. Меркулов подчеркнул, что все договоренности и планы по увеличению объемов краткосрочны, поскольку ситуация постоянно меняется.

"Делать дальние прогнозы по объемам проблематично", — отметил он. В свою очередь, руководитель экспертной группы "Менеджмент Консалтинг Групп" Д. Подтуркин полагает, что альтернативой для "Укрзалізниці" может стать привлечение транзитных грузов из стран, наименее пострадавших от кризиса.

По словам Ю. Меркулова, для этого следует обеспечить конкурентоспособность, в частности упростить таможенные процедуры, проводить взвешенную тарифную политику, показывать высокое качество доставки, скорость и т.п.

В "Первой грузовой компании" ("ПГК"), работающей на территории Украины, считают, что принятые меры будут способствовать активизации транзита грузов между странами СНГ. В наибольшей степени снижение коснется взаимодействия "Укрзалізниці" с грузовладельцами Казахстана. Украина, скорректировав тарифы, возвращает их к уровню 2008 г. В РФ на этом плече тарифы уже снижены, пояснили в "ПГК". По мнению аналитика инвесткомпании "Конкорд Капитал" А. Геруса, понижение стоимости тарифных ставок для нефтегрузов должно улучшить положение отечественных железнодорожников, основными конкурентами которых на данном направлении являются транспортники Прибалтики и Польши.

А вот ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Д. Абзалов считает, что Украине не удастся перехватить нефтепродукты, идущие из Беларуси в Новороссийский порт. В любом случае, как отмечает эксперт, снижение транзитных тарифов в Украине окажется на руку российским компаниям, так как грузы из Средней Азии в Украину преимущественно идут через территорию РФ.

Снижение тарифа на перевозку алюминия, по мнению финансового аналитика Astrum Investment Management А. Поповича, вряд ли поможет увеличить объемы перевозок, поскольку на алюминий в настоящее время нет спроса.

Аналитик компании LOGISTICS О. Левяков полагает, что в целом ситуация вряд ли изменится. По его мнению, пока не восстановится спрос среди основных платежеспособных клиентов на рынке СНГ и России и не восстановится промышленность, снижение тарифов не даст ожидаемых результатов.

Журнал "Транспорт"; 20.07.09