Украина. Импортные грузопотоки: запоздалые послабления
Пресс-служба Минтранссвязи отрапортовала о разработке оптимального порядка осуществления пропуска грузов через морпорты.
По информации Минтранссвязи, 5 марта 2009 г. на заседании Кабмина были приняты постановления «Об утверждении Порядка осуществления пропуска грузов, перемещаемых через госграницу в пунктах пропуска, расположенных на территории морпортов Украины, во время контейнерных перевозок в прямом смешанном сообщении», «О внесении изменений в постановление КМУ от 24.12.2003 г. № 1989» и «О внесении дополнений в Порядок осуществления таможенного контроля водных транспортных средств перевозчиков и товаров, перемещаемых ими, в пунктах пропуска через госграницу».
В министерстве убеждены, что принятые изменения и дополнения к действующему законодательству позволят оптимизировать технологию пропуска контейнеров через морпорты, а также упростить и гармонизировать таможенные процедуры с международными стандартами и Европейским Соглашением относительно работы экипажей транспортных средств, которые выполняют международные автомобильные перевозки (ЕУТР).
В числе прочих преимуществ принятые постановления позволят оформлять грузы вне пунктов пропуска, что открывает возможности для создания и развития «сухих портов», в которые импортные грузы (в первую очередь, контейнеры) будут доставляться без таможенной очистки. Эта мера позволит более эффективно использовать складские мощности «морских ворот», повысить их пропускную способность и тем самым создать благоприятные условия для привлечения новых контейнерных грузопотоков в порты Украины.
В сложившейся ситуации возникает вопрос - почему эти изменения внесены только сейчас, когда из-за бушующего кризиса и протекционистских мер Кабмина импортные грузопотоки, в т.ч. и контейнерных грузов, сократились более чем наполовину. При этом в Минтранссвязи прекрасно осознают, что процедура таможенного оформления и контроля грузоперевозок в Украине является одной из самых обременительных в Европе, а перевозчики и портовики неоднократно высказывались о необходимости разработки и внедрения подобных усовершенствований.
Теперь становится очевидным, что надежды представителей министерства на увеличение доходов морпортов и перевозчиков, а также повышение отчислений в госбюджет являются, мягко говоря, завышенными. Принятые изменения могли бы привести к существенному увеличению объемов грузопотоков и денежных отчислений, если бы они были приняты хотя бы на год раньше. А в нынешнем положении, когда мировые эксперты говорят о развитии событий по самому пессимистичному сценарию, эти меры выглядят нужными, но крайне запоздалыми.
Транспортный бизнес; 12.03.09