23.11.07

У Tallinna Sadam появился конкурент

Переориентировавший­ся на контейнерные перевозки в направлении России Tallinna Sadam будет вынужден конкурировать с проникшим на побережье Финского залива российским предприятием «Северстальтранс».

Предприятие «Северстальтранс» приобрело у финских инвесторов половину акций оператора контейнерных терминалов Multi-Link Terminals и фирмы Container Depot, занимающейся оказанием контейнерных услуг.

В результате российский гигант установил контроль над контейнерными терминалами Mussalo в Котка и хельсинским Läänesadam, а так же терминалом Moby Dik в расположенном неподалеку от Петербурга Кронштадте.

Общий объем контейнерных перевозок, осуществляемый этими терминалами, составил в этом году около 360 000 TEU (TEU — стандартный 20-футовый контейнер — Ред.), что почти вдвое превышает возможности Tallinna Sadam.

Грозный конкурент

Tallinna Sadam переориентировался на транзит контейнеров в российском направлении еще до начала спада в сфере транзита топлива, однако после апрельских событий значительно снизившиеся объемы грузоперевозок сделали эту деятельность жизненно важной для Таллиннского порта.

Руководитель отдела по международным связям порта Карин Кивисте прежде уже сообщала Pos­timees, что главной перспективой руководство порта считает перевалку контейнерных грузов, которые идут из Китая в Россию.

По мнению эксперта в сфере транзита Райво Варе, приобретения «Северстальтранса» дает Tallinna Sadam определенные ос­но­вания для беспокойства.

«До сих пор нашими конкурентными преимуществами в сфере транзита являлись хорошее качество работы и низкая стоимость», — пояснил Варе. «Финны в силу ряда причин отказались от снижения цены, а вот «Северстальтранс» теперь может пойти на это», — добавил он.

При этом Варе рекомендует не спешить с поисками политического контекста сделки «Северстальтранса». «Использование (транзита контейнеров — Ред.) как рычага политического воздействия однажды может дать о себе знать, но не это является причиной покупки акций Multi-Link Terminals и Container De­pot», — отметил он.

Если в настоящее время 90 процентов от объема контейнерных перевозок Multi-Link Termi­nals ориентировано на рынок Финляндии, то «Северстальтранс» и продавший свою долю Container Fi­nance уже заявляли о том, что через финские терминалы предполагается осуществлять грузоперевозки в Россию.

«Снизив нагрузку на терминалы Петербурга за счет нереализованного потенциала портов Финляндии, мы сможем увеличить объемы грузоперевозок в направлении (Петербурга)», — заявил председатель правления Container Finance Киммо Нордстрем.

По его словам, терминалы могут быть использованы как для переправки контейнеров на железную дорогу, так и для дальнейшей их перевозки по морю в Россию. «Северстальтранс» обещал Multi-Link Terminals открыть доступ в порты российского транс­портного концерна и оказывать услуги в сфере логистики.

Выдавливали насильно

Однако отношения между предприятиями отнюдь не всегда были такими безоблачными. Весной этого года российская государственная строительная компания «Росстрой» насильно выставила финнов из принадлежащего им кронштадтского терминала Moby Dik.

Местная власть снесла бетонные ограждения вокруг территории терминала, однако защищавшие терминал сотрудники за ночь сумели восстановить их. Противостояние между работниками терминала, милицией и охранной фирмой дошло до рукопашной.

Тогда «Росстрой» обосновал применение силы необходимостью строительства защищающей от наводнений дамбы на территории терминала. Однако владельцы терминала выразили предположение, что репрессии против фирмы могли быть обусловлены интересом к их участку со стороны крупного предпринимателя Владимира Барсукова, являющегося другом главы «Росстроя».

Исполнительный директор дочернего предприятия Container Finance фирмы Containerships Сигурьон Маркуссон тогда дал понять, что атака на терминал может рассматриваться как акция давления на финское предприятие, в лице Moby Dik контролировавшее одни из важнейших торговых ворот на Северо-Западе России.

По словам Маркуссона, инциденту предшествовало оказание давление на финнов со стороны российской контейнерной фирмы Fesco с целью выжить их из кронштадтского терминала.

Postimees; 23.11.07