У российского животноводства - проблемы с логистическим мышлением
Только четверть свежего мяса на наших прилавках произведена в России. Остальное - импорт. А если разобраться, из чего сделана наша колбаса, пельмени и полуфабрикаты, то станет понятно, что российского мяса там и вовсе "кот наплакал". Поэтому в рамках нацпроекта "Сельское хозяйство" на развитие животноводства выделяются огромные средства. Власти уверены, что через 5-7 лет российского мяса будет достаточно, чтобы вытеснить импорт с наших прилавков. Только вот в крупных городах, как считают эксперты-скептики, свежего российского мяса прибавится не скоро - его просто не довезут до потребителей. Ведь логистика - больное место отрасли.
Правительство уже подготовило программу, благодаря которой животноводы могут брать кредиты по льготным ставкам. Как уверены наши чиновники, подобная мера позволит остановить падение мяса крупного рогатого скота. Это, конечно, здорово. Но уже эксперты утверждают - сколько свиней и бычков у нас ни выращивай, в магазинах отечественного мяса больше не станет. А ведь свежеохлажденное российское мясо столичные потребители и жители крупнейших городов предпочитают импортной "заморозке". Чтобы это выяснить даже никакие соцопросы не нужны: свежее - всегда вкуснее и полезнее. Но тогда в чем проблема?
Как явствует из последней аналитической записки на мясную тему, подготовленной Институтом аграрного маркетинга (ИАМ), сейчас в стране практически отсутствует хоть сколько-нибудь пригодная система перевозок охлажденной мясной продукции. Ведь за последние годы вкладываться в покупку рефрижераторов небольшие хозяйства просто не могли. А крупные агрохолдинги - не хотели. Вот и придется расплачиваться за недальновидность, когда свое мясо крупного рогатого скота наконец в стране появится, а довести его до потребителя в товарном виде будет просто невозможно.
Практически все российские производители мяса в ходе исследования ИАМ признали, что при увеличении объема продаж начнут испытывать большие проблемы с транспортом. Несмотря на то, что потребность в средствах передвижения будет возрастать пропорционально увеличению поголовья скота, никто из опрошенных не готов инвестировать в расширение собственного автопарка. И это при том, что на самовывоз сегодня приходится не больше 19% от общего объема оптовых продаж. А при увеличении объема мяса на рынке процентная доля самовывоза будет только уменьшаться.
В итоге животноводам придется нанимать специальные логистические компании. И в этом месте "цепочки" могут возникнуть самые большие проблемы. Ведь логистики измеряют объем своей работы не тушами или килограммами, а фурами. А загружать их "рационально" наши фермеры не могут по чисто "техническим причинам". "У нас практически нет нормальной первичной переработки на местах. В Москву, скажем, из Орла везут полутуши, которые еще где-то надо разделывать. Места они занимают значительно больше, чем импортное мясо, спрессованное в аккуратные кубы. То есть возят сейчас по сути сплошной воздух", - говорит Дмитрий Козлов, замгендиректора по производству и качеству мясоперерабатывающего завода "Мириталь". При нынешней цене (около 40 тыс. рублей) за фуру из Орла такие "излишества" себе еще можно позволить. А вот если за дело возьмутся профессиональные перевозчики, у которых расценки значительно выше, полутуши станут "золотыми". И просто не выдержат ценовую конкуренцию с импортом. А это, в свою очередь, не позволит снизить цены на российское мясо, даже если его станет значительно больше.
"Финансовых Известий"; 14.08.06