Турецкие сделки проверят на исключительность
Правительство разрешит российским компаниям заключать контракты с турецкими контрагентами только с учетом возможных рисков для экономики РФ. Минэкономики предлагает не распространять введенные в отношении Турции санкции на договоры, незаключение которых обернется значительными убытками или затратами для российской компании или регионов РФ. При этом при отсутствии прямого запрета или ограничения на сделки Белый дом не будет подтверждать их легальность — и вообще принимать их к рассмотрению.
Минэкономики подготовило правила отбора контрактов с турецкими компаниями, а также подконтрольными им организациями, на которые не распространяются введенные в отношении Турции санкции. Документ сегодня размещен на портале regulation.gov.ru. Напомним, специальные экономические меры были введены в отношении Турецкой Республики после 24 ноября, когда турецкие истребители сбили российский Су-24 у турецко-сирийской границы. Правительство запретило ввоз некоторых видов сельхозпродукции, в частности овощей и фруктов, а также мяса курицы и индейки. С 1 января 2016 года российские компании (за исключением 53 организаций) не вправе нанимать на работу граждан Турции, а для турецких подданных с этого момента приостановлен безвизовый режим. С этого же момента турецким организациям, а также подконтрольным им компаниям запрещено выполнение на территории РФ отдельных видов работ, в частности, в области строительства, туристических услуг и гостиничной деятельности.
Согласно проекту постановления, для выведения контрактов из-под санкций товары и работы, на которые они распространяются, должны быть запрещены или ограничены в обороте на территории России. Таким образом, Белый дом неявно отказался рассматривать легитимность контрактов с турецкими контрагентами, прямо не запрещенных соответствующим указом президента или постановлением правительства.
Также вывести из-под санкций можно будет сделки, невозможность заключения которых окажет влияние на исполнение внутренних и внешних обязательств РФ и российских организаций (при отсутствии возможности заменить их, а также когда такая замена приведет к несоразмерно высоким затратам). Также правительство может разрешить заключать договоры с турецкими контрагентами, если их действие затрагивает интересы безопасности РФ или значительного числа российских потребителей, или вызовет «существенные затруднения в исполнении экономических, технических, финансовых, инновационных программ» как РФ в целом, так и регионов.
Минэкономики предлагает два варианта отбора контрактов. Рассматривать поставки товаров будет правительственная подкомиссия по таможенно-тарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле. Договоры оказания услуг будут в компетенции межведомственной комиссии при Минэкономики. Российские компании и органы власти должны будут обращаться в них с заявками не позднее чем за два месяца до предполагаемой даты заключения контракта. Документы нужно подать в Минэкономики, сопроводив их письмом с обоснованием необходимости включения контракта в перечень исключений. Власти вправе запросить дополнительные материалы, на рассмотрение заявления им дается не более 30 дней.
Проект постановления предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа от признания контракта внесанкционным. Помимо формальной причины — непредставления необходимых документов — отказ может быть связан с наличием возможности замены поставщика или отсутствием угроз для безопасности РФ в случае изменения стороны контракта. Кроме того, власти могут отказать в обходе санкций из-за незначительности потенциальных потерь от отмены контракта для РФ или региона.
Отказ комиссии должен быть мотивированным. Включение контракта в перечень исключений оформляется распоряжением правительства. Процедуры обжалования решения властей проект постановления не предусматривает.