Транзитный узел
Развязать его можно общими усилиями наших стран
ЖИТЕЛИ Смоленской и Могилевской областей никогда не представляли
разделяющую их государственную границу как некий рубеж. И потому, что
соседи, и потому, что никогда не делили себя по национальному признаку.
Часто и без всяких проблем ездили "за границу" к родственникам и друзьям.
А на прошлой неделе белорусским автолюбителям, направлявшимся на
Смоленщину, на границе настоятельно предложили оформить документы,
гарантирующие обратный вывоз своего автомобиля. Подобный порядок
существовал и ранее, однако прежде те, кто направлялся в приграничную с
Беларусью российскую область, могли выполнить эту процедуру в любом
городе, выбрав удобное для себя время и не тратя его в очереди. Теперь это
надо делать на границе, и не только автолюбителям, но и водителям
большегрузных фур. Все бы ничего, но оформление каждого из них занимает от
получаса и более. Так что на прошлой неделе автомобильные очереди на
белорусско-российской границе достигали километра.
В белорусском Государственном таможенном комитете этот факт не
драматизируют. Говорят, к полуночи очередь рассасывается. Там также
сообщили, что периодически пытаются вести переговоры с российскими
коллегами об упрощении процедуры временного ввоза транспортных средств.
Пока, правда, без особого успеха. Однако такие попытки служат слабым
утешением тем, кто опоздал из-за бюрократического нововведения по важному
делу или просто испытал разочарование от того, как сдерживается
интеграционный процесс, призванный объединить наши государства.
Тем временем идут разговоры о том, что российский минтранс, начиная
со второго квартала, может отказать белорусским предприятиям в выдаче
разрешений на доставку грузов из России или на ее территорию из третьих
стран. Между тем в этой сфере в Беларуси занято около 6 тысяч
большегрузных автомобилей и 48 тысяч человек. Переключить их на другие
направления крайне проблематично. О масштабах их вовлеченности в
российскую экономику говорит уже тот факт, что Беларусь рассчитывала на
получение 60 тысяч российских разрешений для своих автотранспортников.
Потери, по подсчетам минтранса страны, могут составить до 260 миллионов
долларов в год - за этой внушительной цифрой зримо видится не только
безработица для тысяч специалистов, но и драма банкротств, поскольку сотни
дорогостоящих грузовиков приобретены в лизинг в расчете на рост
автоперевозок по маршруту Европа - Россия. Причем названные миллионы вряд
ли перетекут к российским транспортным фирмам. Скорее всего, этот кусок
пирога ухватят литовские, польские перевозчики, более знакомые западным
логистическим центрам.
Так что деструктивность происходящего сегодня на нашей общей границе
для экономических взаимоотношений очевидна. В кулуарах таможенных и
транспортных ведомств о подоплеке сложившейся ситуации говорят довольно
откровенно. Дескать, Беларусь застопорила "калининградский транзит" -
доставку грузов из западного российского региона на "материк" - и теперь
расплачивается. Попробуем объективно разобраться во взаимных претензиях.
Еще относительно недавно российские товары перевозились по Беларуси
свободно на основании транспортных документов с отметками таможенных
органов. Однако с этого года, сообщает российский минтранс, белорусские
таможенники якобы стали досматривать все грузы, следующие из
Калининградской области транзитом, а доставка их на границу с остальной
территорией России осуществляется исключительно в составе конвоев. Это не
только требует дополнительных затрат, но и создает очереди на границе,
замедляет транспортные потоки.
У белорусских коллег иной взгляд на ситуацию. Они аргументируют его,
прибегая к довольно сложной процедуре "Временной технологии организации
таможенного контроля за российскими и белорусскими товарами, транзитно
перемещаемыми между Калининградской областью и остальной частью
Таможенного союза". Опустим для простоты изложение ее описания. Отметим
лишь, что если эта технология соблюдается, то на белорусско-литовской
границе белорусские таможенники лишь регистрируют российский транзитный
товар, а дальше он перевозится свободно.
Однако в том и дело, считают в белорусском ГТК, что российская
сторона якобы отошла от договоренности и стала по-разному оформлять
калининградские грузы в зависимости от того, направляются они в Беларусь
либо в Россию. А это уже ставит под удар экономические интересы. И то, что
российские коллеги в данном случае лишь следуют национальному
законодательству, отрицательных последствий не уменьшает.
Вот один пример. В Минске и других городах по частным объявлениям или
в Интернете можно значительно дешевле, чем в обычном магазине, купить
дорогостоящую импортную видеотехнику. Естественно, причина "уценки"
кроется в обходе таможенных пошлин и других налогов. Это возможно при
"серых" схемах завоза товара. Когда он, например, по документам
направляется из Калининграда в Москву, однако таинственным образом
"оседает" на белорусской территории.
Естественно, местные таможенные службы в такой ситуации тоже были
вынуждены "вспомнить" о своем национальном законодательстве,
предполагающем более тщательный досмотр транзитных грузов. В белорусском
ГТК приводят такие цифры: из 827 партий грузов, следующих из
Калининградской области через Беларусь в Россию и взятых под контроль, 47
не пересекли восточную границу страны, то есть "растворились" на
белорусской территории. И вполне возможно, были проданы по приведенной уже
схеме. Это телевизоры, бытовая техника, мясные товары общей стоимостью
около 10 миллионов долларов.
Что можно сказать по этому поводу? Претензии сторон друг к другу по
отдельности выглядят на первый взгляд довольно убедительно. Но очевидно,
что если не придерживаться некой общей стратегии, то наши страны в целом
могут понести серьезные потери. Тут нет иного выхода, кроме как вернуться
к накопленному при строительстве единого таможенного пространства опыту
сотрудничества.
Белорусская сторона предлагает, в частности, для упрощения
таможенного оформления товаров, следующих из Калининградской области на
остальную российскую территорию, использовать успешно применявшийся ранее
порядок. А чтобы он имел необходимую юридическую основу, Таможенному
комитету Союзного государства следует принять соответствующий документ,
которым будут руководствоваться обе стороны.
В белорусском ГТК сообщили, что еще до 1 марта наши страны
предполагают подписать межправительственное соглашение, направленное на
урегулирование спорных вопросов, возникающих при перевозке транзитных
грузов. Тем самым будет найдено и решение калининградской проблемы,
болезненность которой для россиян белорусам вполне понятна.
Хотелось бы надеяться, что следом будут преодолены трудности с
выдачей белорусским перевозчикам разрешений на доставку транзитных грузов
в Россию и из нее, а также исчезнут и внезапно возникшие строгости на
белорусско-российской границе.
Российская газета. СОЮЗ. Беларусь - Россия 22.02.07