27.07.12

Транзитный потенциал

Недавно с коллегами по Единому экономическому пространству мы объявили о планах создания глобальной компании ж/д контейнерных перевозок, куда ОАО «РЖД» войдёт остающимся в нашей собственности пакетом акций «ТрансКонтейнера».

Тут же пошла недовольная реакция отдельных участников рынка по поводу того, что РЖД тормозят приватизацию ж/д активов, не желая отдавать их в руки частников. На самом деле расстраиваются те, кто имеет личный интерес приобрести сегодня на падающем рынке дорогостоящий ресурс с хорошим потенциалом роста для того, чтобы завтра на растущем рынке капитализировать и выгодно продать его. С точки же зрения развития экономики и социальной сферы стран – участников ЕЭП, выгоднее этот потенциал сохранить в руках РЖД, чтобы за счёт повышения конкурентоспособности транзитных перевозок грузов по инфраструктуре наших стран обеспечить создание рабочих мест, повышение сборов платы за инфраструктуру, налогов и т.д.

Поясню более подробно. Мы уже давно говорим о необходимости использования транзитного потенциала России в интересах национальной экономики и наших граждан. Но одно дело заявлять, а другое – доводить это до такого уровня, чтобы им пользовались производители товаров/грузов. В рамках создания ЕЭП, единого таможенного пространства с Белоруссией и Казахстаном, мы реально можем это сделать. Проблемой до сих пор являлась дробная система тарификации и предъявление разной стоимости за прогон по инфраструктуре различными государствами. Сейчас мы имеем возможность создать единую сквозную услугу по территории наших стран, что даст определённые конкурентные преимущества и позволит привлекать на нашу систему на порядок больше объёмов грузов – до 1 млн TEU в 20-футовом исчислении (условная единица измерения объёма контейнерных грузов). Именно на это и направлено предложение, сформулированное железнодорожниками Белоруссии, Казахстана и России и закреплённое на июньском совещании глав правительств в Санкт-Петербурге. Речь идёт о создании глобальной транспортно-логистической системы. Она включит в себя совместную грузовую компанию, единый центр расчётов и выработку единых стандартов, по которым будут обслуживаться пользователи. Решили, что наиболее удобный вариант – строить совместную компанию на базе ОАО «РЖД-логистик». При этом все участники вносят в уставный капитал работающие ж/д активы. Мы – пакет акций «ТрансКонтейнера». Казахстан и Белоруссия с учётом стоимости «ТрансКонтейнера» должны будут к тем активам, которые предполагаются к внесению, добавить в уставный капитал и соответствующие суммы денег.

Гудок