20.07.18

Транзит проследовал в бюджет

Основная часть затрат на рост контейнерных перевозок ляжет на государство

Ведомства начали обсуждать, за счет каких средств к 2024 году увеличить и ускорить железнодорожный контейнерный транзит, как предписывают майские указы президента РФ Владимира Путина. Как рассказали “Ъ” источники, знакомые с обсуждением, из необходимых 202 млрд руб. основную часть, видимо, предложат выделить из бюджета. Только на контейнерную инфраструктуру в районе БАМа и Транссиба может потребоваться 84 млрд руб. госсредств. При этом ОАО РЖД не планирует вкладывать в проект средства от продажи контрольного пакета «Трансконтейнера».

Как стало известно “Ъ”, большую часть затрат на достижение показателей железнодорожного контейнерного транзита, обозначенных в майских указах Владимира Путина, придется оплатить бюджету. К 2024 году, согласно указам, срок доставки контейнера с Дальнего Востока до западной границы РФ должен сократиться до семи дней, а объемы контейнерного транзита — увеличиться в четыре раза. Как рассказали “Ъ” источники, знакомые с предварительной оценкой, примерно из 202 млрд руб. общей стоимости проекта (сумма упомянута в проекте долгосрочной программы развития ОАО РЖД, подробнее см. “Ъ” от 20 июня) «подавляющее большинство средств» должно поступить из федерального бюджета. В Минтрансе от комментариев отказались, как и в аппарате вице-премьера Максима Акимова, где добавили, что оценка должна быть готова к 1 октября. В Минэкономики считают, что достижение целевых показателей контейнерного транзита «будет обеспечено преимущественно за счет внебюджетных источников», объем финансирования будет оценен в ходе разработки комплексного плана модернизации и расширения инфраструктуры.

Предварительные оценки звучали еще 30 мая на совещании у замминистра транспорта Алана Лушникова. Там Институт экономики и развития транспорта сообщил, что только те мероприятия по развитию контейнерного транзита, которые следует предусмотреть в рамках второй очереди модернизации БАМа и Транссиба, обойдутся в 83,9 млрд руб. и эти средства должен дать федеральный бюджет.

По итогам совещания 15 июня у Максима Акимова Минтранс также запросил у ОАО РЖД сведения о том, какую роль будет играть в исполнении майских указов продажа монополией 50% плюс 2 акций «Трансконтейнера» (по предыдущим сделкам могут стоить около 30 млрд руб.). 9 июля заместитель главы ОАО РЖД Андрей Старков ответил ведомству, что «Трансконтейнер» даже после продажи профильному покупателю будет вносить свой вклад в контейнеризацию грузов, а ОАО РЖД сможет сыграть роль «нового сильного игрока в быстрорастущем сегменте рынка» (“Ъ” знаком с содержанием переписки). Доходы от продажи «Трансконтейнера» монополия предлагает направить на создание или приобретение логистического оператора, закупку подвижного состава и развитие терминально-складской инфраструктуры, также, возможно, на создание транспортно-логистической инфраструктуры. Первоочередные мероприятия на 2019–2021 годы оцениваются в 6,1 млрд руб., следует из письма господина Старкова. Речь идет о развитии контейнерных терминалов для транзитных транспортно-логистических центров (Калининград, Черняховск) и перевозок по России (приоритет — Сыктывкар, Приволжье, Доскино, Усинск, Волжский, Хабаровск-2, Таксимо и другие). Также планируется увеличение мощности терминала в Забайкальске (288 тыс. TEU), которой при текущем росте транзита на 27% в год может не хватить, развитие рефрижераторных терминалов (Первая Речка, Санкт-Петербург-Финляндский и другие).

В ОАО РЖД “Ъ” пояснили, что вопросы финансирования мероприятий по достижению обозначенных в майских указах показателей транзита прорабатываются, вопрос продажи «Трансконтейнера» также обсуждался в контексте исполнения указов. «Все предложенные варианты (развитие терминалов, создание нового оператора) направлены на рост транзитных контейнерных перевозок в четыре раза»,— говорят в монополии.

Заместитель главы Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отмечает, что срок перевозки контейнеров с востока на запад в семь дней уже достигнут, но объемы невелики из-за инфраструктурных ограничений. Рост объемов вчетверо частично может быть достигнут за счет развития транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», ориентированных на вывоз китайских грузов на российское побережье. «Там необходимы меньшие инвестиции, чем по расшивке ограничений на трансроссийском направлении, и есть все предпосылки для существенного роста объемов»,— говорит господин Савчук.

Коммерсантъ