25.03.09

Транзит мирового уровня

Эксперты ищут способы повысить эффективность Транссибирской магистрали

Транспортировка грузов по Транссибирской магистрали в условиях падения грузооборота в промышленности ставит перед нами новые задачи. Основное преимущество перевозок по железной дороге по сравнению с морскими маршрутами – короткий срок доставки. Из Китая до европейских портов контейнеры следуют свыше одного месяца. С учётом того, что каждый день несёт определённые финансовые потери для грузоотправителей и грузополучателей, срок доставки играет решающую роль в выборе вида транспортировки.

В последнее время ОАО «ТрансКонтейнер» совместно с ОАО «РЖД» активизировали работу по ускоренной перевозке грузов по Транссибу. Зачем и кому это нужно? В номенклатуре перевозимых железной дорогой грузов есть разные виды товаров. Удобрения, к примеру, требующиеся сельхозпроизводителям всего два раза в год, не нуждаются в ускоренных сроках перевозки – их можно везти морем. А плазменные телевизионные панели требуют скорости транспортировки, так как для продавца каждый день, в течение которого он резервирует деньги в банке, бьёт по его прибыли.

По подсчётам экспертов, в общем объёме перевозок из Азии в Европу перевозка контейнерных грузов морским транспортом занимает 98%. Железная дорога, по сути, не является конкурентом другим видам транспорта, надо только правильно выбрать свои грузы между авиа- и морским транспортом и установить средний между ними тариф. Сейчас многие наши компании вышли на уровень, когда доставка грузов будет происходить по графику. «ТрансКонтейнер» и транспортная группа FESCO работают над так называемыми шаттлами – грузовыми поездами, которые будут ходить по жёсткому расписанию. Это качественно новый путь работы с грузоотправителями, за которым будущее. В целом, я испытываю определённый оптимизм насчет потенциала Транссибирской магистрали. На фоне падения внутренних перевозок по Транссибу экспортно-импортные объёмы грузопотока по магистрали в последнее время наступательно шли вверх, и даже кризис затронул их не сильно. Нужно как можно эффективнее использовать географическое положение России. Технически и технологически российские железные дороги могут перевозить около 300 тыс. контейнеров в 20-футовом выражении в год. Пик транзита за последнее время был пройден в 2004 году, когда было перевезено 150 тыс. контейнеров. Для примера, в прошлом году объём транзита составил около 30 тыс. контейнеров.

Для увеличения транзита необходимо решить две задачи – сократить время перевозки и снизить административные барьеры на границе. Транзитный груз – это особый вид груза, пересекающий территорию нескольких стран, и при прохождении каждой таможни требуется его документальная обработка. В России механизм прохождения границы регламентируют около 18 различных федеральных ведомств, однако деятельность между ними зачастую не согласована. Для гармонизации действий органов власти в области экспортно-импортной экспедиции мы предлагаем принять новый закон «О транзите». На сегодняшний день в Министерстве транспорта создана рабочая группа под руководством статс-секретаря – заместителя министра транспорта Сергея Аристова, куда входит и наша ассоциация. Над законопроектом также работает комитет по транспорту Госдумы, который возглавляет Сергей Шишкарев, а инициаторами изменения законодательства в области транзита выступила Ассоциация российских экспедиторов во главе с Валерием Алисейчиком. По общему мнению, закон должен быть прямого действия, и после его вступления в силу порядка 45 ведомственных нормативно-правовых актов станут ненужными. Цель закона – сделать таможенное регулирование более прозрачным, для того чтобы транзит через российскую территорию стал приемлемым для иностранных грузоотправителей, ведь транзитные возможности – это приличные деньги. По подсчётам экспертов, речь идёт о $10 млрд в год. Транспортная система и транспортный рынок – это такой же рынок, как и рынок обуви, и покупатель покупает готовый транспортный продукт – чем он качественнее, тем выше на него спрос. При покупке обуви клиенту совершенно не обязательно знать, кто сделал каблук и кто его притачал, так же и в транзите грузоотправитель оплачивает готовый продукт, в котором таможенные процедуры уже входят в его стоимость. Связать в одном законе работу всех заинтересованных ведомств – это колоссальный труд для законодателей. Если всё получится, то транзитные перевозки в России станут полноценным транспортным продуктом, пользующимся заслуженным спросом во всём мире.

«Гудок», 25.03.2009