16.06.08

Транзит: грузов хватит для всех портов Балтийского моря

Третье пленарное заседание форума, проходившее 4 июня, было посвящено транспорту и логистике. Его докладчики и участники искали и находили решения для укрепления конкурентоспособности в глобальных транспортных коридорах Евразии

Совершенно логично, что главной темой дискуссии стало развитие транспортных и грузовых перевозок в России, при этом Балтийское море рассматривалось как одни из важнейших ворот, через которые осуществляется доступ на мировые рынки.

Тон заседанию «Северным странам и странам Балтии надо значительно больше сотрудничать с Россией» задал его модератор, министр транспорта ЛР Айнарс Шлесерс. Он подчеркнул, что благодаря особой роли России в области транзита в регионе Балтийского моря надо развивать все имеющиеся транспортные коридоры. Надо строить новые портовые терминалы, поскольку объем рынка контейнерных грузовых перевозок к 2020 году вырастет до 600 процентов.

Министра поддержали референты и участники дискуссий: рост рынка в странах СНГ и Китая заметно повлияет на дальнейшее развитие мультимодальной транспортной системы в регионе Балтийского моря, объемы грузов здесь возрастают с каждым годом, и в будущем все порты нашего моря не останутся без работы. И именно поэтому главной задачей правительств и бизнеса становятся серьезные, стоимостью в миллиарды евро, вложения в инфраструктуры портов, железных дорог и автомагистралей.

В ходе дискуссии Айнарс Шлесерс подчеркнул: странам региона надо совместно думать о своих перспективах, политикам и предпринимателям надо сотрудничать в развитии транспортных коридоров. Он высказал уверенность, что транспорт и логистика, несмотря на снижение в других областях экономики, всегда могут развиваться. Представитель железных дорог России Федор Пехтерев и министр транспорта ЛР Айнарс Шлесерс.

Руководитель заседания охарактеризовал основные тенденции, которые в ближайшие 30- 50 лет будут определять базовую структуру мировых перевозок и чувствуются уже сегодня: «Принимая во внимание стремительный рост цен на энергоресурсы и горючее, мировая экономика стоит у очередного качественного порога, за которым последует внедрение и использование технологии энерго-сбережения. В результате изменятся исходная структура грузов, их объемы и логистика».

Сигурйон Маркусон (Sigurjon Markusson), генеральный директор судостроительного предприятия Containerships Ltd Oy (Исландия/Финляндия), сообщил: «Одна из причин, по которым мы прогнозируем прирост транспортных объемов в регионе Балтийского моря, - это успешное развитие экономики России в последнее десятилетие». Поэтому он не видит никаких примет снижения экономического роста в этом секторе, к тому же российские порты будут не в состоянии обслужить все грузы, в связи с чем у портов других стран появится возможность получать эти грузы. Насколько повезет портам, будет зависеть от их работы, но, как он выразился, «меньше всего утилизированы (загружены) именно порты Латвии».

С этим согласился и председатель правления порта Котка (Финляндия) Кай Холмберг (Kai Holmberg): «Транспортный сектор региона Балтийского моря находится на этапе положительного развития и привлекает в регион новые технологии и вложения». За последние десять лет темп развития был стремительнее, чем первоначально предполагалось, и в прошлом году порты Балтийского моря перевалили 800 миллионов тонн грузов. Холмберг прогнозирует, что в будущем практически все грузы будут перевозиться в контейнерах - в настоящее время в порту Котки в контейнерах доставляется даже камень.

Представитель Коткинского порта призвал расширять сотрудничество и увеличивать уровень доверия между странами Балтийского региона, чтобы они могли выстоять перед многочисленными вызовами будущего. Кроме того, многие выступавшие отмечали, что надо расширять диалог и объем политических установок в сотрудничестве с Россией, чтобы регион мог справиться с огромным приростом объема грузов, который ожидается в течение ближайших лет.

Увеличению оптимизма предпринимателей других стран способствовали слова представителя России. Хотя вице-президент транспортного объединения «Евро-Азия» Юрий Щербанин подчеркнул, что в последние годы Россия успешно развивает свою транспортную инфраструктуру в направлении Балтийского моря, чтобы еще более укрепить свои позиции в регионе - строятся и расширяются порты, начат проект газопровода «Норд Стрим», в целом же в ближайшие пять лет в транспортную инфраструктуру будут инвестированы 365 миллиардов евро. К тому же не забыты порты ни Тихого океана, ни Черного моря. Тем не менее он признал, что «транзит никуда не денется», заметив при этом, что предпринимателям других стран не стоило бы связывать транзит только с Россией, а думать и о Казахстане, Китае, других странах Дальнего Востока.

Представитель Коткинского порта призвал расширять сотрудничество.

Докладчик прогнозировал, что скоро экономически самые сильные приморские территории на востоке Китая будут специализироваться на производстве продукции hi-tec, но в западную часть страны, в особую экономическую зону Уйгурского автономного округа, переносятся многие предприятия по производству товаров широкого потребления. Именно здесь создающаяся перевозка товаров могла бы использовать транспортный коридор Балтийского моря.

Представитель железных дорог России Федор Пехтерев, директор института Гипротранс, был настроен еще благожелательнее - такие объемы грузов, которые появляются на Дальнем Востоке, слишком велики, чтобы их могли переработать только российские порты: «Работы хватит всем портам Балтии». Он отметил, что Российская железная дорога вкладывает значительные средства в обеспечение перевозки все растущих объемов грузов, в том числе и по маршрутам через страны Балтии.

Особое мнение высказал Анри Делануа (Henry Delannoy), старший вице-президент судостроительного предприятия контейнеровозов, базирующегося на Средиземном море, CMA CGM Group. Познакомив присутствующих с постоянно расширяющейся деятельностью своей компании в портах Балтийского моря, добрым словом помянув Ригу и Клайпеду, а также высказав удивление «монстром» Санкт-Петербургом, привлекающим к себе 60 процентов всех грузов, отправляемых к Балтийскому морю, он счел необходимым предупредить присутствующих: «Я не питаю большого оптимизма о будущем Балтийского региона в транспортных коридорах Евразии, но тем не менее регион не должен оставаться в статическом положении, считая, что местному географическому положению всегда будет отдаваться предпочтение».

Французский предприниматель, так же как и Щербанин, указал, что ведется большая работа в российских портах на побережье Тихого океана и в портах Черного моря, куда перейдут грузы, которые, как считает Балтийский регион, пойдут через него. Делануа призвал участников форума не удивляться, что грузы из Африки в страны СНГ постоянно идут через порты Тихого океана.

Айнарс Шлесерс заключил, что в ходе заседания было задано много вопросов, но появилось сравнительно мало решений, и поэтому надо продолжать начатый диалог, в ближайшем будущем создав многочисленные рабочие группы для улучшения существующей системы. Одной из наиболее существенных движущих сил экономического развития Латвии обязательно будет многообразное, современное и интегрированное развитие услуг транспорта и логистики и предложение их, поэтому руководству страны важно знать, как выглядит общая картина развития транспорта и логистики в странах Балтийского моря.

Министр сообщения подчеркнул: «Эти знания для нас очень существенны, чтобы Латвия и другие страны Балтии могли успешно планировать свои инвестиции в инфраструктуры железных дорог и портов и укреплять свои позиции в организации транспортного потока в Балтийском регионе». В качестве одного из наиболее существенных планов на будущее он выделил необходимость для нашего государства объединиться с Россией для создания товарного мультимодального транспортного коридора, дабы обеспечить эффективность и быстроту товарных потоков: «Главное условие - коридору необходимо быть единым от портов Латвии до мест доставки грузов, например, в середине России или другого государства СНГ, а также он должен работать без лишних и долгих задержек на границах или вследствие сложных таможенных процедур».

Информационный портал Даугавпилса; 16.06.08