14.11.06

Транзит без конвоя

Как стало известно "Бизнесу", государственный таможенный комитет (ГТК) Белоруссии готов освободить российских перевозчиков, везущих грузы транзитом через Белоруссию, от необходимости заказывать обязательное сопровождение местными правоохранительными органами. В первую очередь это касается подакцизных товаров: сигарет, алкоголя, топлива. Эксперты приветствуют эту уступку со стороны белорусских властей, но при этом напоминают, что с помощью этой меры можно решить лишь небольшую часть проблем, существующих на российско-белорусской границе.

Как рассказал "Бизнесу" высокопоставленный чиновник Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в конце прошлой недели председатель ГТК Белоруссии Александр Шпилевский в рамках встречи с российскими коллегами заявил о готовности белорусских властей отменить требование об обязательном сопровождении грузов, идущих транзитом через территорию Белоруссии.

Напомним, что правило, обязывающее российских предпринимателей заказывать конвой для подакцизных товаров (спиртосодержащей продукции, табачных изделий и топлива), было введено в июне этого года. Оно касается продукции, ввозимой через российско-белорусскую границу автомобильным транспортом.

Перевозчик, планирующий транзитом провести товары, подпадающие в указанный перечень, должен был заранее заключить договор на сопровождение с одним из структурных подразделений департамента охраны МВД Белоруссии. Товары могли ввозиться только через пять участков российскобелорусской границы: три таможенных поста Смоленской таможни, а также через Брянскую и Великолукскую таможни. У компаний, которые не соблюдали этот порядок, грузы изымались, и материалы по таким делам передавались в суд.

Стоимость сопровождения 1 км составляла $1 с каждой фуры. "Но это не только дополнительная денежная затрата, а еще и временная,- рассказала генеральный директор таможенного холдинга "Группа Тарго" Татьяна Круглова.- Сопровождение ждет, пока наберется несколько машин, так как сопровождать одну нецелесообразно. На это уходит примерно два дня, затем караван из машин идет со среднейскоростью, потому что возможностей для скоростного маневра на дороге в такой ситуации нет". До места назначения машины доезжают позднее, чем это было бы возможно без навязанного сопровождения, подводит итог Круглова.

Перевозчики сразу же оценили по достоинству новые правила: после введения такого порядка компании стали воздерживаться от транзита грузов через белорусскую территорию. Стоит отметить, что помимо требований об обязательном конвое белорусские таможенники требовали предоставления банковских гарантий об уплате таможенных платежей на подакцизную продукцию, не имеющую местных акцизов.

Теперь, подчеркнул сотрудник ФТС, белорусская сторона готова отменить такой порядок транзита грузов. По мнению представителя Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), белорусская сторона пошла на такие уступки по просьбе российских властей.

"Это делается в рамках решения проблемы, связанной с огромными очередями на пограничных пунктах пропуска на Северо-Западе. Ведь путь через белорусскую таможню - самый короткий",- считает сотрудник АСМАП.

Эксперты также приветствуют новое решение таможни Белоруссии. Однако упразднение конвоя не решит всех проблем, предупреждают они.

"Это небольшая проблема для российских перевозчиков,- заявил сотрудник логистической компании.- Необходимо также решить вопросы с арестом грузов без объяснения причин и последующей немедленной их конфискацией по решениям белорусских судов".

Бизнес b-online.ru 14.11.06