09.06.08

Транссиб для клиента

Приходится слышать о том, что попытки создать трансконтинентальные железнодорожные маршруты в обход России становятся всё более активными и организованными и их реализация сделает Транссиб неконкурентоспособным. Но вот факторы, затрудняющие появление сухопутных конкурентов Транссибу. Во-первых, все проекты предполагают строительство «в чистом поле» значительного объёма инфраструктуры. Причём это не только строительство евроколеи. Это создание сетей логистических терминалов и связи, налаживание работы центров диспетчеризации движения. Потребуется провести и большой объём организационных работ: заключение межправительственных соглашений, введение единых документов, налаживание документооборота. Всё это требует не только затраты сил, времени и денег. Надо будет добиться единой позиции всех участников проекта. Учитывая, сколь могут разниться интересы, например, у ЕС, Турции, Казахстана или Узбекистана, это непросто. Поэтому я бы не сказал, что в ближайшее время альтернативные железнодорожные проекты приведут к появлению у Транссиба серьёзного конкурента.

Однако появление этого конкурента мы можем спровоцировать сами. Если не будем системно и масштабно работать над улучшением работы Транссиба, созданием для потенциального грузовладельца максимально привлекательных условий, качества сервисов наших операторов и терминалов, ликвидацией «узких мест» на приграничных пунктах пропуска, оптимизацией взаимодействия железнодорожников и портовиков. Сейчас здесь, к сожалению, далеко не всё идеально. Груз может застрять на таможне или в порту. Всё это в конечном итоге говорит о недостатке понимания потребностей клиента. И, в конце концов, устав от проблем на том же Забайкальске, он однажды может решить объехать нас с юга. К чему приводит нежелание учитывать потребности партнёра, можно видеть на примере компании «СГ-Транс» – крупного перевозчика сжиженного газа. Не проявив в своё время должного внимания к работе с клиентами, она тем самым сама создала условия для появления конкурентов, которые сумели создать свою инфраструктуру и перехватить часть рынка. Конечно, можно сказать, что здесь речь идёт об очень локальном сегменте внутренних перевозок. Но тем не менее, забыв про клиента, можно спровоцировать ситуацию, когда самые фантастические планы конкурентов будут реализованы.

«Гудок», 09.06.2008