TransRussia 2019 определила главные тренды рынка грузовых автоперевозок
С 15 по 17 апреля в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо», прошла очередная ежегодная международная выставка и конференция транспортно-логистических услуг и технологий TransRussia. Крупнейший транспортный форум страны традиционно стал местом для общения и обмена мнениями участников рынка, дал пищу для размышления специалистам, а также ознаменовался рядом заметных событий и принес несколько отраслевых новостей.
Как и в прошлые годы, заметное место в программе выставки и конференции было уделено сектору грузовых автоперевозок.
Растущий масштаб
Прежде всего стоит отметить растущий масштаб мероприятия. Как справедливо было отмечено организаторами в ходе торжественной церемонии открытия TransRussia 2019, общая площадь экспозиции в этом году значительно выросла: стенды участников расположились сразу в трех залах первого павильона МВЦ.
Всего участниками форума стали 400 компаний из 28 стран мира, предоставляющие услуги по перевозке грузов автомобильным, ж/д, водным и воздушным транспортом, по экспедированию грузов, а также по обработке грузов в терминалах и портах и IT-решения. Если говорить о рынке грузовых автомобильных перевозок, то данный сектор на выставке представили, например, такие известные компании, как AsstrA, GLT, STS Logistics, ГК «Деловые линии», «ЛидерТранс», «ПЭК» и др.
Партнерами выставки и конференции выступили профильные госорганы власти — ключевые регуляторы транспортного рынка (Минтранс России, Ространснадзор, Комитет Госдумы по транспорту и строительству), а также ведущие отраслевые союзы и профессиональные ассоциации (среди них РСПП, Национальный союз экспертов в сфере логистики (СЭЛ), Ассоциация российских экспедиторов (АРЭ), Гильдия экспедиторов России, Международная ассоциация логистического бизнеса).
Дискуссионная площадка
Так, например, СЭЛ организовал панельную сессию «Развитие рынка автомобильных грузовых перевозок: цели, задачи, проблемы и перспективы». Модератором выступил глава «Совтрансавто» Владимир Тян, спикерами стали Борис Рыбак (МОЭС), Ольга Федоткина (СЭЛ), Кондратий Гайкевич («Рустранс-Спедишн»), Борис Левицкий («Корус Консалтинг СНГ»), Нелли Мандрыкина (Агентство транспортного права).
Своим вниманием дискуссию удостоили председатель подкомитета по транспорту и логистике комитета РСПП по международному сотрудничеству Олег Дунаев, руководитель программы MBA «Стратегическая логистика» бизнес-школы МИРБИС Вячеслав Белобжецкий, член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Юрий Нагерняк, исполнительный директор Globaltruck Денис Скороспелов и его коллега по МОЭС Тарас Коваль, а также другие уважаемые представители отрасли.
В ходе дискуссии ее участники обсудили предстоящие структурные изменения на рынке. По мнению экспертов, общим трендом сегодня является консолидация отрасли и укрупнение ведущих игроков. Малые перевозчики не исчезнут совсем как класс, но множество из них будут вынуждены покинуть сектор уже в ближайшие годы.
«Даже некоторые компании — участники данной выставки не подозревают, что они уже не существуют», — сформулировал Владимир Тян. В свою очередь председатель МОЭС Борис Рыбак развил данную мысль, выразив мнение, что уже через пять лет исчезнет половина компаний — участников российского автотранспортного рынка. По его словам, автотранспортный сектор полностью повторит тот путь, который преодолела авиационная отрасль: когда из сотен компаний, работавших в стране в начале 1990-х, в итоге на рынке осталось лишь несколько десятков.
В то же время, отметила Ольга Федоткина, часть маленьких перевозчиков, во-первых, останутся работать, а во-вторых, их услуги будут востребованы в качестве субподрядчиков — в том числе со стороны крупных игроков.
В целом, по мнению, экспертов, участникам рынка не стоит бояться предстоящих изменений. «Если закроется отдельный ИП, то ничего не изменится. Останется человек, специалист, останется его техника — и он сможет просто продолжить работу, присоединившись к другому предприятию, более крупному участнику рынка. Риск предпринимателя — это всегда часть любого бизнеса», — сформулировал Тян.
Другие проблемы отрасли
Также в ходе конференции ее участники затронули темы цифровизации транспортного рынка и внедрения электронного документооборота. Так, например, заместитель министра транспорта России Алексей Семенов рассказал, что практическое использование ранее протестированной технологии электронных навигационных пломб может начаться в нашей стране с июля этого года.
В течение тестового периода российские компании смогут с их помощью осуществлять транзитные перевозки санкционных продуктов. «В результате транзитные перевозки [через Россию] увеличатся на 40%», — заявил чиновник.
Руководитель проекта по развитию экспортной логистики Российского экспортного центра (РЭЦ) Алевтина Кириллова рассказала о предстоящем внедрении к 2022 году единого мультимодального транспортного документа (ЕМТД). По ее словам, тот не заменит собой прочие существующие виды документов, а будет выступать альтернативным. «ЕМТД выступает таким интегрирующим документом, позволяющим перевозить груз по единой мультимодальной цепи по одному документу, без оформления дополнительных», — подчеркнула она.
Еще одна дискуссия, относящаяся к теме грузовых автоперевозок, касалась ситуации с нехваткой квалифицированных кадров на рынке грузовых автоперевозок. Специалисты отрасли обсудили данную проблему и возможные пути ее решения. В частности, в своем докладе представитель директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич рассказал об опыте подготовки водителей категории Е в группе компаний и о практике сотрудничества с профильными учебными заведениями. Он отметил низкую на данный момент привлекательность профессии среди молодежи (средний возраст дальнобойщиков — от 40 лет), а также недостаток кандидатов в Приволжском и Уральском федеральных округах.
Кроме того, спикер вышел с предложениями о популяризации профессии. Например, «обеление» рынка, развитие дорожной инфраструктуры, ужесточение ответственности за нарушение режима труда и отдыха, а также разработка различных льгот (налоговые льготы при обучении, социальные программы, ранний выход на пенсию и т. п.). Спикер пояснил, почему транспортный оператор с автопарком из нескольких тысяч большегрузных машин считает важным инвестировать средства в развитие своих водителей.
Деловые соглашения
Как всегда, крупнейший транспортный форум не обошелся и без насыщенной бизнес-программы. Наиболее активными в этой части традиционно оказались «Деловые линии». Причем оператор не только подписал ряд важных контрактов, но и провел серию продуктивных переговоров с ключевыми партнерами.
Так, топ-менеджмент группы компаний встретился с представителями всемирно известной компании IKEA. Главной темой стало возможное расширение сотрудничества. На данный момент, как стало известно ГиД, стороны уже сотрудничают в отношении логистики по 30 направлениям в трех федеральных округах: Сибирском, Южном и Северо-Кавказском. «Международная торговая сеть предъявляет строгие требования к своим контрагентам: стать партнером могут только компании, соответствующие стандартам программы IWay, — отметил генеральный директор «Деловых линий» Фарид Мадани. — И я рад, что мы в очередной раз успешно подтвердили высокое качество работы. Мы справляемся с обязательствами, которые берем на себя».
В свою очередь, в руководстве международной торговой сети также заявили, что одним из приоритетов компании является транспортная доступность товаров IКЕА для как можно большего числа покупателей, живущих в самых разных городах России. И «Деловые линии» играют важную роль в достижении этой цели. Как отметил руководитель организации выполнения заказов розничной сети IКЕА Норберт Степновски, по всему миру компания ищет партнеров, способных обеспечить высокое качество дистрибуции товаров IKEA.
«Деловые линии» успешно выполняют требования наших стандартов. И я надеюсь, что наши новые переговоры смогут стать хорошим стартом для развития доставки товаров по всей России», — заявил топ-менеджер корреспонденту ГиД.
Другим заметным событием в рамках партнерских соглашений стало заключение нового договора о сотрудничестве с международным производителем одежды Colin’s. Как отметил его директор по снабжению и административным вопросам Иылдырай Чакмак, стороны совместно работают уже около семи лет и продолжение партнерства является для них логичным шагом.
«Вы знаете, что наш бизнес — это модная одежда. Потребитель должен получать ее вовремя, притом с удовольствием. Зимняя одежда не нужна летом, а летняя – зимой. Чтобы не думать о доставке своих грузов по всей России, мы смело отдаем их «Деловым линиям». Они всегда доставляют вовремя», — подчеркнул он.
Помимо этого во второй день форума было подписано соглашение с компанией ИСТК (официальным дистрибьютором техники Komatsu) об оптимизации сроков перевозки грузов за счет специальной технологии погрузки машин партнера. «Деловые линии» также обсудили увеличение количества предоставляемого транспорта для пищевого российского производителя — ГК «ЭФКО».
В то же время важным событием, имеющим в том числе и социальное значение для отрасли, стало заключение трехстороннего соглашения между «Деловыми линиями», компанией «Ренессанс страхование» и благотворительным Фондом помощи пострадавшим в ДТП. Стороны договорились объединить усилия для повышения безопасности на российских автодорогах. Так, в частности, в рамках сотрудничества партнеры планируют вести просветительскую деятельность для детей, поддерживать пострадавших в ДТП и их семьи, а также помогать жертвам аварий возвращаться к нормальной жизни.