30.06.09

Транспортный перекрёсток мира

Федор Шелов-Коведяев о том, как создать российский логистический центрРоссия приступила к новому этапу модернизации своей транспортной сети в тот момент, когда мир вплотную подошёл к решению проблемы создания многопрофильных транснациональных транспортных узлов. Общеевропейский логистический центр уже существует в треугольнике Париж-Франкфурт-Брюссель. Аналогичные структуры формируются в АТР и ЮВА. Со своей стороны ту же цель преследует организация многофункциональных авиахабов.

Для нашей страны вектор современного транспортного прогресса представляет двоякий интерес. Во-первых, модернизация транспортной сети предполагает её диверсификацию, что крайне необходимо само по себе. Во-вторых, географическое положение России предназначило ей быть лидером этого процесса, который заодно решит многие острые вопросы национальной безопасности.

Чтобы этот потенциал был реализован на практике, надо, на базе уже складывающегося транспортного коридора Дальний Восток – Санкт-Петербург, превратить Россию в центральный мировой логистический узел на пересечении вновь проложенных магистралей в направлениях Восток-Запад и Север-Юг. В этих целях необходимо, прежде всего, дополнить концентрацию авиахаба, железнодорожных, автомобильных, морских, речных путей и продуктопроводов в питерском регионе, с их выходом на Северную Европу, мощным авиа(хаб)-авто-железнодорожно-речным-морским центром логистики, ориентированным на Ближний Восток, Турцию, Балканы, юг Центральной и Южную Европу, Северную Африку на базе Ростовско-Таганрогского (с ответвлением на Новороссийск) комплекса, расположенного вблизи Черноморского трубопроводного терминала. Для этого требуется насытить и закольцевать Ростовско-Таганрогско-Новороссийский экономический район развитой транспортной инфраструктурой и полным веером решений социальных проблем и предоставления услуг гражданам.

По той же схеме (но без хаба) в авиа-авто-ж/д-трубопроводно-морские центры следует превратить Владивосток и Мурманск с ориентацией на Японию, ЮВА, АТР, западное побережье США и Канады, Центральную (Мексика) и запад Латинской (Чили, Перу, Колумбия, Эквадор, Никарагуа) Америки и Скандинавию плюс восточное побережье США и Канады, Кубу, восток Латинской Америки (Венесуэла, Бразилия, Аргентина) соответственно. Нужно проложить и/или развить прямые железнодорожные и автомобильные трассы на Мурманск и Ростов от Екатеринбурга и одного из узловых городов Поволжья соответственно, минуя Москву и Петербург. Также надо развивать по всем направлениям дублёра Мурманска наши традиционные северные ворота – Архангельск и изучить целесообразность прокладывания ещё одного диверсифицированного транспортного коридора с Крайнего Востока на Крайний Запад по маршруту Чукотка-Аляска-Канада-США.

Кроме того, надо планировать развитие в крупные центры авиа-авто-железнодорожной логистики узловых станций Транссиба за счёт прокладки и достройки от них веток и автодорог в меридиональном направлении к промышленным и портовым городам Севера (что послужит освоению, закреплению и прогрессу территорий Сибири и Дальнего Востока), дополнив их, в меру необходимости, модернизацией трасс по северным рекам, а также строительством или обновлением авто- и ж/д ответвлений в Среднюю Азию.

Сокращая транспортное плечо в направлении Южной Азии (Индия, Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан), Залива, Аравии и Африки в аналогичный центр, ориентированный преимущественно на рост поставок из России, а также транзита из Скандинавии и Финляндии, Прибалтики, Белоруссии, как минимум, ряда стран ЦВЕ и частично США, Канады (через Мурманск), Украины, Средней Азии и Казахстана, при необходимости спрямляя авто- и железнодорожные коммуникации, предстоит превратить Астрахань, включая её речное и морское пароходства. Последнее потребует коренной модернизации транспортной сети Ирана, а значит, даст выгодные внешние контракты, к которым начало присматриваться РАО РЖД, и рабо-чие места в стране и за рубежом отечественному производителю. Реализация всех этих планов кардинально повысит геополитический статус России, превратит её в транспортное сердце мира и сцементирует нашу территорию.

Наконец, предстоит соединить авто-, ж/д и авиапутями широтного направления населённые пункты на меридиональных трассах севера Европейской части России, Сибири и Дальнего Востока, а вдоль всех основных транспортных коридоров проложить грид-трассы (вычислительные сети) той же конфигурации: от Северной Америки и Скандинавии до Индии, Среднего и Ближнего Востока и от Китая, Японии и Кореи до Европы, Ближнего Востока и Африки. Включившись в мировые информационные сети, Россия станет ещё и технологическим перекрёстком, чем дополнительно обеспечит свою безопасность. Также требуется создание условий для инвестиций в строительство автодорог, параллельных федеральным и региональным трассам, находящимся в плачевном состоянии, и, кроме того, для соединения тех населённых пунктов в провинции, круглогодичное сообщение между которыми пока отсутствует.

Полит.ру; 30.06.09