09.08.05

транспортных цепочек - "Экономика и время"

Перспективы развития российско-китайского товарооборота заставляют искать пути совершенствования транспортных цепочек, связывающих две страны. Об этом рассказал генеральный директор ООО "Корпорация порт Нинбо" (Ningbo Port Group Ltd) Ли Линг Хонг. - Пока нет прямых морских контейнерных линий, связывающих Петербург и порт Нинбо. Если товар надо доставить в Россию, то это приходится делать с перевалкой на других терминалах. Обычная схема транспортировок из Азии в Европу предполагает погрузку на большие океанские суда. С них контейнеры переваливают на менее крупный флот. Из крупных морских портов они следуют дальше на фидерных судах. Так, например, из Германии грузы довозят до Петербурга. По таким цепочкам товары перемещают по морским маршрутам точно в срок. Однако в Китае расширяется круг клиентов, которые хотят доставить контейнеры в Россию быстрее, без лишних перевалок.
Порт Петербург на этом пути представляется привлекательным звеном. Правда, не стоит забывать о том, что глубины в нем ограничивают подход к причалам. Контейнерные терминалы порта неплохо оборудованы. И все же услуги петербургских стивидоров не всегда удовлетворяют владельцев контейнеровозов, курсирующих на евроазиатских морских линиях. Слишком велики риски задержек судов. В Европе операции по обработке контейнеровозов рассчитаны едва ли не по минутам. Контейнерный флот слишком дорогой, чтобы позволить ему простаивать, иначе его эксплуатация не окупится. Тем не менее, мы надеемся решить проблемы. Для начала можно было бы поставить на прямые рейсы из Китая 2-3 судна типа "Панамакс". Кроме того, Петербург - замерзающий порт. А значит, контейнеровозы должны иметь усиленный корпус. Такого флота у китайских судовладельцев нет.
Значит, сейчас речь может идти об организации линейных перевозок только в теплое время года. - Переговоры с транспортными компаниями Китая о привлечении дополнительных грузопотоков в Петербург идут уже давно. Однако далеко не все из них завершились успешно из-за отсутствия устойчивых грузопотоков. Если стивидоры порта Нинбо проявляют такой интерес к открытию контейнерных маршрутов в Петербург, означает ли это, что сегодня прослеживается стабильность российско-китайского товарооборота? Каковы, на ваш взгляд, перспективы его развития на ближайшие 10 лет? Российско-китайский товарооборот в 2004 г. вырос до $14,9 млрд., что почти вдвое больше, чем в 2000-м. Наиболее высокие темпы продемонстрировали в провинции Чжэцзян, где экспорт в РФ за 5 месяцев, по сравнению с соответствующим периодом 2004-го, увеличился в 1,3 раза. Связи, которые сложились между РФ и КНР, настолько прочные, что можно смело предсказать дальнейший рост взаимовыгодной торговли между странами. И это крайне важно: экономические стимулы оказывают сильное воздействие на политический климат.
В последние годы он явно теплеет. Более того, нынешняя политика, которая проводится в России и Китае, в свою очередь открывает двери для развития новых видов экономического сотрудничества. - Будет ли в связи с этим меняться логистика грузоперевозок? Сейчас практически все услуги по дистрибуции, обслуживанию нужд оптовой торговли размещены в Европе. Может ли часть этих услуг, сопутствующих крупным грузопотокам, сместиться в Петербург? Планируют ли в Китае обзавестись в городе на Неве складскими комплексами? Есть ли намерения приобрести свой морской терминал? Ведь недавно стартовал проект "Балтийская жемчужина". Китайские инвесторы собираются застраивать целый микрорайон, который имеет выход к Финскому заливу... Это слишком глобальные перемены. Пока задача - намного проще: появилось много товаров, которые надо как можно быстрее и дешевле доставить из Китая в Россию.
Один из вариантов - развивать перевозки из порта Нинбо в порт Петербург. Расчеты показывают, что сложились предпосылки для организации прямых морских линий из КНР в РФ. К этому подталкивает логика развития целого ряда производств КНР. Однако мы сейчас говорим о контейнерах. В них отправляют, прежде всего, высокотехнологичную продукцию. Есть интерес к отправкам в Петербург товаров широкого потребления, электроники, электроаппаратуры и бытовой техники. И в данном случае представители именно этих отраслей стремятся расширить транспортное окно в Россию. Правительство Китая поощряет развитие российско-китайского товарооборота. Государственная политика предполагает определенные стимулы для предприятий, которые продвигают свою продукцию на российский рынок. В свою очередь власти создают льготные условия и для экспорта ряда российских товаров в Китай. Правда, практика показывает, что основные внешнеторговые товаропотоки, которые связаны с китайскими портами, тяготеют к Европе. И именно там расположены центры дистрибуции. Однако не следует забывать, что сегодня очень многие китайские предприятия имеют тесные связи с российским бизнесом, в том числе в Петербурге. Причем здесь потенциал партнерства достаточно велик. Этот фактор со временем может оказать влияние на транспортную логистику внешней торговли.
В Китае развитие экономики происходит на плановой основе. И все же говорить о каких-то конкретных решениях пока рано. Многое будет зависеть от складывающейся конъюнктуры рынка. Сейчас важно сделать очередной шаг. Для нашей корпорации это означает представить в Петербурге возможности, которыми располагает порт Нинбо, уточнить круг потенциальных партнеров в городе на Неве и приступить к работе с судовладельцами для организации прямых линий. Однако судовладельцы ждут итогов переговоров с правительством Петербурга. Мы надеемся на содействие, которое позволит развивать российско-китайские морские контейнерные перевозки. Справка Многофункциональный порт Нинбо в дельте реки Янцзы по грузообороту занимает 2-е место в КНР (в 2004 г. в нем переработано 225 млн. тонн грузов, план на 2005-й - 250 млн. тонн). Порт принимает океанские суда вместимостью до 250-300 тыс. тонн. Основная специализация - перевалка контейнеров (соответственно 4 млн. TEU и 5 млн. TEU; 1 TEU - эквивалент 20-футового контейнера), которая осуществляется на 14 спецтерминалах. На оформление грузовых документов отводится 1 час. Скорость обработки судна - до 262,8 контейнера в час. В 2010 г. контейнерооборот планируется удвоить, в том числе - за счет евроазиатского транзита.

АвтоТрансИнфо