20.11.07

Транспортно-транзитный потенциал Центральной Азии

В столичном Бизнес-центре 19 ноября состоялась международная конференция «Центральная Азия как трансконтинентальный транспортный мост: потенциал и перспективы развития».

В форуме, организованном Центром политических исследований совместно с Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан, приняли участие эксперты научно-исследовательских центров стран Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии, СНГ, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Европы, руководители министерств, ответственных за сферу транспорта и грузоперевозок, а также представители международных организаций, таких, как ООН, ШОС и ЕвроАзЭС.

Для государств Центральной Азии развитие транспортных коммуникаций имеет важное значение с экономической, географической и стратегической точек зрения. Наш регион не имеет прямого доступа к крупнейшим морским и океанским портам мира. Несмотря на это, благодаря своему географическому расположению Центральная Азия обладает высоким транспортно-транзитным потенциалом. Цель организации конференции – анализ транспортно-транзитного потенциала Центральной Азии и его видение государствами других регионов, а также обсуждение вопросов международного сотрудничества и возможностей привлечения в сферу инвестиций.

На конференции с докладом по вопросам сотрудничества в транспортной сфере Страны восходящего солнца и государств нашего региона в рамках механизма диалога «Центральная Азия плюс Япония» выступил специальный представитель министерства иностранных дел Японии по вопросам Центральной Азии К.Катаками. Япония с особым вниманием относится к поддержке процессов интеграции в Центральной Азии, в частности, в Узбекистане, а также развития транспортной инфраструктуры. Так, правительством Японии был выделен льготный кредит в объеме 150 миллионов долларов США на проект по строительству железнодорожной линии Ташгузар-Байсун-Кумкурган. Учитывая транспортно-транзитный потенциал Центральной Азии, Япония выступает сторонником дальнейшего расширения сотрудничества со странами нашего региона в области развития транспортной инфраструктуры, модернизации и обновления аэропортов и нефтегазовых магистралей.

Руководитель отдела коммуникационной инфраструктуры Департамента транспорта и туризма Экономической и социальной комиссии ООН по Азии и Тихому океану (ЭСКАТО) госпожа Вирджиния Танас, акцентируя внимание на результатах научного и практического исследования транспортно-транзитного потенциала Центральной Азии, подчеркнула широкий спектр возможностей нашего региона и отметила, что строительство здесь эффективных, безопасных и конкурентоспособных транспортных магистралей будет служить экономическому развитию и упрощению выхода на внешний рынок.

Выступившие на конференции заместитель министра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан А.Камолов, генеральный директор Российского центра политической конъюнктуры М.Виноградов, директор Департамента корпоративного развития компании «Казахстанские железные дороги» Н.Жаркенов, директор Института Центральной Азии и Кавказа при Университете США имени Дж.Хопкинса Ф.Старр, профессор Института ШОС при Академии общественных наук КНР Чжан Цзяньжунь и другие говорили о транспортно-транзитном потенциале нашего региона, о международном сотрудничестве в данной отрасли. Обобщая мнения и суждения участников форума, можно сказать, что при грузоперевозках на Евразийском континенте в направлении восток-запад (Азия и Европа) или юг-север (Индийский океан, Персидский залив, Россия и страны Балтии) невозможно миновать древний Великий шелковый путь.

Государства Центральной Азии добиваются определенных результатов в развитии сферы автомобильного и железнодорожного транспорта. Например, автомобильная трасса Андижан-Ош-Кашкар позволяет выходить из Центральной Азии в Китай. Железная дорога Сарахс-Тежан-Мешхед открывает путь к иранским портам в Персидском заливе. В 2003 году в Тегеране президенты Узбекистана, Ирана и Афганистана подписали Соглашение о международных транспортных направлениях по созданию трансафаганского коридора. Этот проект дает возможность выходить по маршруту Ташкент-Термез-Мазари Шариф-Герат к иранским портам Бендер Аббас и Чахбахар.

Состояние транспортных коммуникаций в определенной степени указывает на уровень развитости государства. Однако страны Центральной Азии еще не в полной мере задействовали имеющийся потенциал в этой области. Необходимо шире привлекать инвестиции в целях реконструкции, модернизации, обновления автомобильных и железных дорог, развивать сотрудничество в таможенной сфере, гармонизировать национальные законодательства стран региона в области транспорта и таможни. Вместе с тем необходимо обратить внимание на вопросы безопасности. Взаимодействие в этом направлении наряду с обеспечением безопасности перевозки грузов также предусматривает борьбу с транснациональной преступностью. Государства Центральной Азии последовательно интегрируются в мировую экономику. Постепенно возрастает объем взаимной торговли с государствами других регионов. В странах Центральной Азии наблюдается стабильный экономический рост. В экономике стран нашего региона, которые ранее специализировались в основном на заготовке сырья, ныне возрастает доля производства промышленной продукции и услуг. В этих условиях транспортные мощности должны соответствовать темпам экономического роста и даже несколько опережать их.

Возрастание объема торговли между странами Южной и Юго-Восточной Азии и Европой (в среднем 10 процентов в год) перспективно и в плане увеличения транзитных перевозок в Центральной Азии. Груз морским транспортом из Юго-Восточной Азии в Европу доставляется в среднем за 30-35 дней. Если учесть нынешнюю загруженность портов, дополнительные траты времени и средств на погрузочно-разгрузочные работы, то говорить о преимуществах морских перевозок можно только применительно к танкерам и судам, берущим сразу крупные партии груза.

Доставка грузов из Юго-Восточной Азии в Европу сухопутным путем – по железной дороге или автопоездом – от одного пункта до другого занимает 10-12 дней. Еще одно преимущество автотранспорта – перевозимый груз поступает «от двери к двери». Много преимуществ и у железной дороги. И хотя строительство этих транспортных магистралей требует много времени и средств, однако после пуска их в эксплуатацию все это оправдывает себя в кратчайшие сроки. Немаловажное значение имеет и экономия топлива. Самое главное, железная дорога не конкурирует с морским транспортом, наоборот, служит снижению уровня перегруженности портов.

Европейские специалисты транспортной сферы утверждают, что скоро определенную часть грузоперевозок в направлении восток-запад возьмет на себя железнодорожный транспорт. Именно поэтому возрастает интерес к вопросу транзитной перевозки грузов через Центральную Азию. В частности, в Узбекистане под руководством Президента Ислама Каримова проводится весомая работа по совершенствованию транспортных коммуникаций и повышению их мощностей в плане пропускной способности, обеспечению непрерывного движения транзитных грузов по территории нашей страны, привлечению инвестиций в сферу. Узбекистан является участником более 30 международных конвенций, соглашений и договоров по вопросам транспортных коммуникаций, принимает участие в ряде международных программ по интеграции транспортных коммуникаций, последние семь лет данная важнейшая отрасль экономики получила иностранных инвестиций в объеме 550 миллионов долларов США. Эти действия значимы еще и потому, что служат развитию как внутренней транспортной системы, так и международных транспортных путей региона. В настоящее время по территории Узбекистана проходят 20 международных транспортных маршрутов.

В Центральной Азии протяженность автомобильных дорог превышает 320 тысяч километров, железных дорог – 20 тысяч, нефтегазовых магистралей – 40 тысяч километров. В странах нашего региона более 100 аэропортов, 20 из них считаются международными. Годовой объем перевозки грузов – почти 4 миллиарда тонн. В сфере транспорта и транспортных коммуникаций региона реализуется несколько проектов в сотрудничестве с международными организациями. Все они направлены на возрождение Великого шелкового пути, повышение транспортно-транзитного потенциала региона и его эффективное использование. Увеличение объемов добычи нефти и газа в регионе, возрастание мировых потребностей в энергоносителях ведет к активизации работы по расширению системы магистралей, повышению их пропускной способности.

На конференции были заслушаны доклады экспертов из России, Китая, Японии, Пакистана, Франции, Турции, Латвии, Ирана, США и Казахстана, представителей международных организаций, которые говорили о роли Центральной Азии в системе международных грузоперевозок и транспортировки энергоресурсов, повышении мощностей транспортных коммуникаций, возможностях разработки и реализации межгосударственных проектов, влиянии международных геополитических процессов и экономического роста на транспортные коммуникации региона, стратегии развития сферы и связанном с ней международном сотрудничестве.

По мнению участников, данный форум будет способствовать росту транспортно-транзитного потенциала Центральной Азии, в частности, расширению привлечения иностранных инвестиций в проекты, направленные на развитие транспортных коммуникаций Узбекистана.

УзА; 20.11.07