12.02.18

Транспортная логистика в итогах и прогнозах

В отеле «Мариотт Ройал Аврора» состоялась конференция ИД «Коммерсантъ» «Транспорт и логистика 2.0».

В открывшей конференцию работе первой сессии приняли участие заместитель министра транспорта Николай Асаул, директор департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия) Ержан Нурахметов, заместитель начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Владислав Новиков, директор департамента промышленной недвижимости PNK Group Калин Антон, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, вице-президент по транспорту «ОПОРА России» Глеб Киндер.

Ключевым, безусловно, было выступление замминистра транспорта Николая Асаула. В своем докладе он подробно рассказал о ситуации, сложившейся в различных сегментах транспортно-логистической сферы, и обрисовал перспективы ее дальнейшего развития.

В частности, он отметил многоаспектность сегодняшнего рейтинга российской транспортной логистики.

- В нем, – подчеркнул спикер, – анализируется огромное число показателей, как объективных, так и субъективных. Сюда включаются издержки, время прохождения границы, качество инфраструктуры. И, конечно, в нашей логистической системе есть сильные и слабые стороны. Сохраняются, например, проблемы, связанные со временем прохождения границы, не устранены пока определенные издержки и в ряде других направлений.

Сегодня в международном индексе эффективности логистики (Logistic performance index) рассматриваются - в двух аспектах – международном и внутристрановом – сильные и слабые стороны российской транспортно-логистической системы. В первом Россия, к сожалению, занимает 99-е (из 160-ти) место. Что, впрочем, не отменяет наличие и сильных сторон: это уровень и качество логистических услуг и своевременность доставки. К слабым сторонам относятся эффективность таможенного контроля, качество торговой и транспортной инфраструктуры, простота отправлений за рубеж, возможность отслеживать груз.

Во втором (внутристрановом), также наличествуют сильные и слабые стороны. К первым можно отнести автодорожные сборы, плату за складирование и перевозку грузов, конкурентоспособность железнодорожной инфраструктуры и эффективность процессов оформления и доставки в режиме экспорта. К слабым – высокие сборы в портах и аэропортах, высокую стоимость агентских услуг. До сих пор не решены проблемы в автодорожной, портовой, складской и перевалочной инфраструктурах. Ненадлежаще пока развиты телекоммуникационная и IT- инфраструктура. Отмечена низкая эффективность процессов оформления, деятельности служб, распространения информации об изменениях, сохраняются также и задержки доставки из-за проверок перед отправкой и коррупции.

И что обобщенно стоит отметить, так это то, что Россия и по сей день недостаточно эффективно использует свой потенциал в части экспорта транспортных услуг.

Сегодня более чем очевидна и необходимость ускорения прохождения груза через пропускные пункты.

Поэтому весьма своевременным здесь стало создание системы глобальной прослеживаемости всех транзитных грузов, которая начнет действовать в этом году. Введение данной системы позволит решать огромное количество задач – все этапы прохождения товара будут под контролем, вплоть до появления его на полке магазина.

Отмечая традиционно итоги (в цифрах) транспортной отрасли в прошедшем году, замминистра сообщил, что ее вклад в ВВП страны составил 5,8 триллионов рублей, или – 6,3% в общей структуре ВВП.

- Конечно, – заметил он, – на наш взгляд, это недостаточно, поэтому будем использовать все возможности для увеличения этого показателя. Тем более что Россия сегодня обладает широкими транзитными возможностями – по ее территории проходят два крупнейших международных коридора – «Север-Юг» и «Запад-Восток», и граничит с 18 государствами – ни у одной страны в мире нет такого количества соседей.

И, безусловно, одно из важнейших преимуществ нашей страны – это единое таможенное пространство со странами Евразийского союза, – пятью государствами, – которое позволят ей на нашей общей территории осуществлять перевозки в бесшовном режиме.

Какие еще шаги предприняты в реализации транспортно-логистического потенциала? По коридору «Север-Юг», связывающем государства северо-западной Европы, Каспийского бассейна, юго-восточной Азии, можно, например, сократить время доставки грузов из Индии в Россию с 35 до 17 дней, по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. И, конечно, все эти логистические преимущества учитываются в ведущейся в этом направлении работе. Достигнут существенный прогресс в прошедшем году и по международному коридору «Приморье-1, Приморье-2» – идет подготовка межправительственного соглашения с китайской стороной. И есть надежда, что в этом году все спорные пункты этого проекта будут согласованы. Также была подписана программа создания экономического коридора Китай-Монголия-Россия – все существовавшие проблемы урегулированы, достигнутые соглашения вступают в силу.

Коротко остановился докладчик и на проблемах дорожной инфраструктуры. В настоящее время, как сообщил он, ведется активная работа по приведению дорог в нормативное состояние. Все необходимые мероприятия проводятся в соответствии с разработанной дорожной картой. И уже можно говорить о том, что в ряде направлений здесь достигнуты определенные успехи.

- На повестке дня, – подчеркнул замминистра, – еще одна очень актуальная тема – предстоит перестройка системы автомобильных пропусков. В ее основе сокращение времени простоев. Для успешной реализации этого проекта в министерстве планируют подключить компании автоперевозчиков, и, конечно, использовать все имеющиеся в распоряжении последних средства, в том числе современные технологии.

С обозначения проблем, существующих на логистическом евразийском пространстве, начал свое выступление Ержан Нурахметов. В частности, он выделил недостаточную кооперацию в деятельности транспортных организаций: для достижения более существенных результатов очевидным сегодня становится налаживание предельно возможного уровня взаимодействия между партнерами – представителями союза пяти государств. Только при таком подходе, как подчеркнул он, можно решить все вопросы и разногласия, возникающие у участников межгосударственного логистического рынка.

Отметил спикер и положительные тенденции, по его словам, общий объем грузоперевозок на союзном пространстве в прошлом году вырос на 6%, и есть надежда, что в ближайшей перспективе такая положительная динамика сохранится. Есть для этого и основания – ощутимое снижение стоимости перевозок, сокращение времени при транспортировке грузов, а также ликвидация ряда издержек, препятствующих оптимальному прохождению грузов на маршрутах.

Представляющий российскую таможню Владислав Новиков также говорил о проблемах и достижениях в работе своего ведомства. Но перед тем как он взял слово, модератор встречи заметил, что у транспортников сегодня очень много претензий к забюрократизированности в деятельности таможни – по-прежнему очень много времени занимает заполнение документов, получение согласований, очень медленно происходит внедрение принципа «одного окна» и т. п.

На что таможенник ответил, что нелепо было бы отрицать существующие недостатки, вот только для объективности необходимо, как говорится, определиться в терминологии.

И добавил, что уже больше шести лет как таможня кроме своих непосредственных обязанностей в качестве нагрузки получила в ведение часть функций, относящихся к другим контролирующим организациям. Так что таможенные структуры сегодня вынуждены отвечать не только за пропускные пункты контроля, и, понятное дело, это во многом усложняет деятельность представителей ведомства практически на всех направлениях.

- Но при всех существующих проблемах не все так мрачно, – заметил спикер, – внедряемая в настоящее время модель (уже принят соответствующий закон) во многом поспособствуют облегчению и прохождению таможенных процедур.

Далее он назвал ряд пропускных пунктов, в работе которых при апробации нововведений были отмечены существенные положительные изменения. И подробно рассказал о тех технологиях, с помощью которых – в чем таможенники уверены – удастся в перспективе устранить многие недостатки, и, в первую очередь, существенно повысить пропускную способность пограничных контрольных пунктах.

То, что внедрение новых современных технологий в транспортно-логистическом сегменте рынка сегодня крайне необходимо, отметил и следующий спикер – вице-президент по транспорту «ОПОРА России» Глеб Киндер.

По его мнению, государство в последнее время прилагает максимум усилий для того, чтобы максимально уйти в цифровой стандарт обработки данных. И последние постановления, принятые в правительстве, непосредственно связаны с применением этого стандарта в тех же автомобильных перевозках. То есть в этом сегменте уже происходит, и довольно активно, внедрение цифровой электронно-транспортной накладной. Киндер подчеркнул, что во многом реакция и действия правительства – поддержка цифровизации автоперевозок – явились следствием неоднократных предложений и обращений со стороны представителей. И с удовлетворением отметил, что у проекта есть хорошие перспективы развития на уровне частно-государственного партнерства.

После выступлений спикеров, были, как обычно, вопросы и пресс-подходы. Что касается последних, то здесь в лидерах оказался замминистра транспорта Николай Асаул, уделивший журналистам максимально возможное время.

Транслер