07.12.10

Транспортная логистика Новосибирска

Транспортная логистика Новосибирска несовершенна, и основные причины этому:
* недостаточное количество дорог, развязок, мостов и парковок в городе и области;
* зачастую, неверные управленческие решения владельцев бизнесов. Принимая решение о выборе склада, далеко не все компании просчитывают оптимальные транспортные схемы.

Но именно логистическая составляющая с каждым годом становится все более значимой для бизнеса. По данным участников конференции «Логистические центры Сибири 2010», грамотная логистика позволяет компаниям не только экономить ресурсы, но также снижать конечную цену товара для потребителя (опытные данные – до 56%), что особенно актуально в конкурентной среде.

Новосибирск - город-миллионник, со своими транспортными проблемами. Которые вполне поддаются прогнозированию на несколько лет вперед, и которые стоит учитывать при выборе склада и площадки под производство.

Структура складской активности

Новосибирск гармонично вписывается в систему международных транспортных коридоров, действующих и перспективных: Екатеринбург — Новосибирск — Владивосток (Транссиб + авто); Новосибирск — Средняя Азия (ж.-д. + авто); Новосибирск — в перспективе граница КНР на участке Республики Алтай (авто); Новосибирск — страны Юго-Восточной Азии (авиа); Новосибирск — Северная Америка (авиа); Новосибирск — Северная и Западная Европа (авиа); Новосибирск— граница Монголии (авто). В рамках транспортных коридоров сложились зоны накопления, обработки и распределения грузо- и пассажиропотоков, зоны складской активности.

Приоритеты развития Новосибирской области на ближайшие годы

* Основной приоритет – третий городской мост, и вся связанная с ним дорожная инфраструктура.
* После завершения строительства Северного обхода федеральной трассы «Байкал» (М-53) следующий приоритет - Восточный обход федеральной трассы «Чуйский тракт» (М-52). Вместе они образуют Северо-Восточное транспортное кольцо.
* Промышленно-логистический парк (ПЛП) на западе Новосибирска ( примыкает к трассе М-51)
* Технопарк
* Автотрассы. Областные власти хотят изменить само представление о состоянии автомобильных дорог на территории области. Это 30 тыс. км федеральных, региональных, муниципальных трасс.

Ожидания участников рынка Увеличения товарооборота в 2011 году и дальше ожидают все отрасли – от фаст-фуда до предметов роскоши. Активно рекламируемые потребительские кредиты вновь стимулируют потребление, ипотека - строительную отрасль и все смежные. Так, в расчете на рост активности в сегменте DIY открыла первый магазин сеть «Старик Хоттабыч» ( планы зайти в город у нее были ещё в 2008 г.) и активно ищет площадку под второй магазин «Леруа Мерлен».

Новосибирские грузоперевозчики ожидают рост объемов перевозок в 2011 году на 15-20% и связывают это с несколькими факторами:
* оживление производственных предприятий в текущем году, поддержка российского производителя на государственном уровне;
* государственное стимулирование строительной отрасли , что должно привести к росту объемов перевозок строительных и отделочных материалов, электроинструмента и строительной техники и т.д.;
* стимулирование сельскохозяйственного сектора, а также сложившаяся этим летом ситуация с урожаем в центральных районах России.
* создание таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией и увеличение внешнеторговой деятельности с Китаем.

В 1 полугодии 2010 г. в НСО автотранспортом перевозили 2,8 млн. т - 27% грузов , 60% составили железнодорожные перевозки (данные Минстранс НСО). При этом по сравнению с тем же периодом 2009 г. оборот автоперевозок вырос на 8%.

В 2011-2012 гг. операторы рынка прогнозируют изменение структуры перевозок в пользу автомобильного транспорта – в силу уменьшения рентабельности ж/д перевозок (РЖД регулярно повышает тарифы), и за счет развития сети автодорог в области. Прогноз обоснован, если учесть, что, по экспертным оценкам, в 2007 г соотношение был 85/10 в пользу железнодорожного транспорта - грузопоток в Новосибирск, 50/45 – из Новосибирска. Это означает, что нагрузка на нашу дорожную сеть существенно возрастет - потребности рынка изменяются гораздо быстрее, чем строятся дороги.

Дороги в НСО строят долго и со вкусом. Но все-таки строят Осенью 2010 г, со сдачей 2,5 км. участка (связки с федеральной трассой М-53.), полностью запущен Северный обход. Основной транзитный грузопоток, от которого удастся разгрузить федеральную трассу - из Алтайского края и Кемеровской области. Северный обход - 76 км., включая мост через Обь, строили 11 лет.

Реконструкция Советского шоссе. Общая длина от ОбъГЭС до ул. Петухова – 9,5 км. Начало – 2008 г. За 3 года реконструировано 3,7 км. шоссе. Планируемое окончание – 2012 г. Вопрос с развязкой на выезде с моста на шоссе пока так и не решен.

Тем не менее, даже в кризисные 2008-2009 годы строительство дорог и развязок не прекращалось. Построена развязка на разъезде Иня, расширена улица Кирова и введена мостовая эстакада на ул. Выборную, введена станция метро, увеличена проходимость многих улиц - все это для разгрузки основных магистралей и отладки транспортных потоков. Увы, этого недостаточно.

Пробки и их последствия

Транспортные проблемы крупных городов выходят на первое место и все больше отражаются на бизнесе. Еще недавно мы рассматривали проблему пробок в контексте бизнеса только под одним углом: «благодаря» пробкам удлиняется время перевозки грузов, увеличиваются расход бензина, зарплата, налоги, и все это снижает эффективность бизнеса, доходы и прибыль. Сегодня очевидна общая тенденция – административные меры властей по борьбе с пробками приведут к ограничению движения большегрузного транспорта по городу, и, в дальнейшем, к полному запрету на перемещение грузовиков по городу.

Главные пробки в Новосибирске:

- Ул. Большевистская – Бердское шоссе. Южное направление (Трасса М-52).Ситуация улучшилась с введением развязке на разъезде Иня, расширением шоссе. В перспективе ввод третьего городского моста также должен разгрузить это направление.

- Развязка «Пл. Труда» - «Пл. Энергетиков». Западное направление. Остро необходима развязка. Проблему перемещения грузов из ПЛП и других складских комплексов на ул. Станционной в правобережные части города, а также на юг и восток могли бы решить Юго-Восточное и Западное кольцо. Однако даже приблизительные сроки их строительства неясны.

Выбор склада с учетом транспортных потоков - настоящих и прогнозируемых Мнение эксперта Елена Полукошко, директор по развитию Бизнес-Парка «Южный»: « Я вижу развитие ситуации так: сегодня все силы города брошены на строительство третьего моста, и будет правильным, в первую очередь, увязать транспортные потоки на новый мост, достроить необходимые развязки, чтобы освободить центр города, упростить перемещение с берега на берег.

Бизнес-Парк «Южный» и сегодня располагается стратегически привлекательно. Наши арендаторы имеют хорошую доступность в любую часть города, поскольку Бизнес-Парк расположен равноудалено от двух мостов - 20 минут от Коммунального моста ( причем движение в БП и обратно происходит, обычно, в потоке противоположном пробкам) и 20 минут до моста на ОбъГЭС, по федеральной трассе. С введением нового моста наша площадка будет располагаться практически в центре крупного транспортного узла, что, безусловно, положительно повлияет на развитие бизнеса наших арендаторов.

И я надеюсь, что, выбирая склад, или площадку под производство, руководители компаний будут опираться не на собственное удобство перемещения по городу, как это нередко бывает, а на реальные преимущества площадки для бизнеса.»

Irn.ru