Транспортная экспедиция: учет и налогообложение
Необходимость доставить до места назначения товар или какие-либо материалы возникает у многих компаний. При этом далеко не каждая из них имеет свой транспорт. А значит, достаточно много организаций, которые заинтересованы в заключении договора транспортной экспедиции. Так почему бы не воспользоваться столь массовым спросом и не оказать им подобную услугу? Главное, освоить все премудрости оформляемых при этом документов и не запутаться в учете.
Своеобразный договор
Транспортно-экспедиционные услуги – это деятельность по организации перевозки груза, заключению соответствующих договоров, обеспечению отправки и получения продукции, а также иные связанные с этим услуги. Об этом говорится в пункте 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением правительства от 8 сентября 2006 года № 554 (далее – Правила).
Основанием для оказания подобных услуг является договор транспортной экспедиции, заключаемый в соответствии с главой 41 Гражданского кодекса. По такому контракту одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Стороны сделки могут предусмотреть обязанность исполнителя организовать перевозку груза транспортом и по согласованному маршруту. Кроме того, экспедитор может от имени клиента или от своего имени заключить договор перевозки груза, а также обеспечить отправку и получение товара.
Вдобавок к этому статья 801 Гражданского кодекса позволяет прописать в тексте договора ряд дополнительных услуг, оказываемых экспедитором. В частности, допускается: уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза и его получение в пункте назначения.
Необходимо помнить о том, что договор заключается в письменной форме (ст. 802 ГК). Согласно пункту 7 Правил неотъемлемой частью договора являются экспедиторские документы. К таковым относятся:
– поручение экспедитору, в котором фиксируются перечень и условия оказания услуг;
– экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
– складская расписка (свидетельствует о принятии экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Формы данных бумаг и порядок их оформления утверждены приказом Минтранса от 11 февраля 2008 года № 23.
Отметим, что для договора транспортной экспедиции предусмотрен особый срок исковой давности. Он составляет один год и исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. Это прямо предусмотрено статьей 13 «профильного» Закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ. До обращения в суд клиент обязан предъявить экспедитору претензию в письменной форме.
Что касается «налоговой стороны» транспортной экспедиции, то для данного контракта главами 21 и 25 Налогового кодекса не предусмотрено каких-либо особенностей. Между тем по общему правилу экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Естественно, в тексте соглашения можно прописать иной порядок.
Соответственно, заключаемый контракт может быть близок по содержанию либо к договору возмездного оказания услуг, либо к посредническому соглашению (в случае привлечения для выполнения определенных работ третьих лиц).
Сам, все сам…
Если экспедитор берется выполнять все работы единолично, то он взваливает на свои плечи не только решение организационных вопросов, но и занимается непосредственно перевозкой.
В таком случае цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. На основании статьи 249 Кодекса денежные средства, полученные от клиента, учитываются в доходах экспедитора для целей налогообложения прибыли в полном объеме. Вполне логично, что все расходы, возникающие в процессе предоставления экспедитором услуг по договору, будут учитываться при налогообложении прибыли по общим правилам.
Согласно статье 154 Кодекса облагаемая база по НДС при данной схеме сотрудничества определяется как общая стоимость оказанных услуг. В то же время довольно часто экспедиторы перевозят грузы не только по России, но и транспортируют товары за рубеж. Правда, международные поездки таят в себе множество проблем.
Дело в том, что работы, непосредственно связанные с экспортом товаров, облагаются НДС по ставке 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК). К таким услугам можно отнести: организацию и сопровождение перевозок, перевозку и транспортировку, организацию, сопровождение, погрузку и перегрузку вывозимых товаров.
Однако экспедитор способен оказывать и иные услуги, например получить необходимые документы или выполнить ряд таможенных формальностей. Вообще-то налоговики воспринимают сопутствующие экспедиторским услуги как деятельность, не связанную с ВЭД. В результате контролеры регулярно отказывают в применении льготной ставки на том основании, что данные работы прямо не предусмотрены в главе 21 Кодекса.
К счастью для налогоплательщиков, судьи рассуждают иначе. Арбитры указывают на то, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение любых услуг, связанных с перевозкой груза. При этом перечень «экспортных услуг» не ограничен. А посему применение нулевой ставки является правомерным. Именно такой вывод содержится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 20 ноября 2008 года по делу № А55-8864/08, ФАС Московского округа от 1 сентября 2008 года № КА-А40/7988-08 по делу № А40-1703/08-107-6 и ФАС Северо-Кавказского округа от 10 июня 2008 года № Ф08-2708/2008 по делу № А32-20879/2007-46/419.
Помощь друга
Впрочем, гораздо чаще экспедитор выступает в роли «связующего звена» между клиентом и конкретными исполнителями. При этом доходами посредника признается лишь его вознаграждение. В то же время расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента при исполнении договора, подлежат возмещению и не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 9 ст. 270 НК). Если же затраты экспедитора по условиям договора не компенсируются клиентом, то тогда они могут учитываться при налогообложении прибыли (письмо Минфина от 16 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/65).
Что касается НДС, то экспедиторы-«посредники» определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения. По сути, экспедитор лишь «перевыставляет» клиенту услуги, оказанные фактическими исполнителями. Следовательно, принять к вычету «входной» налог он не имеет права. На этом акцентирует внимание Минфин в письме от 30 марта 2005 года № 03-04-11/69.
Нельзя не упомянуть и об экспортных операциях, производимых экспедитором с помощью третьих лиц. В таком случае налоговики мотивируют свой отказ в применении нулевой ставки тем, что все работы производятся третьими лицами, а экспедитор лишь координирует их действия. Правда, судей это нисколько не смущает. По аналогии с исполнением договора своими силами, служители Фемиды считают обоснованным применение нулевой ставки по НДС (постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 мая 2007 г. по делу № А56-4649/2006; ФАС Московского округа от 26 февраля 2008 г. № КА-А40/830-08 по делу № А40-31999/07-33-189 и др.)
В заключение – пару слов о «смешанном» контракте, когда экспедитор часть услуг выполняет сам, а часть – заказывает на стороне. Как нетрудно догадаться, в договоре отдельно нужно указать стоимость услуг, оказываемых экспедитором, и размер вознаграждения за организацию перевозки.
Федеральное агенство финансовой информации; 23.03.09