23.05.07

Транспорт проверят "на вшивость"

Любой грузовой перевозчик, пересекающий границы России, вне зависимости от содержимого груза становится заложником фитосанитарного контроля.

Такой вывод напрашивается после внимательного прочтения Письма Федеральной таможенной службы РФ 06-73/44165 "О номенклатуре товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю" от 14 декабря 2006 г. Помимо собственно перечня товаров письмо содержит небольшое дополнение: "Карантинному фитосанитарному контролю подлежат: транспортные средства, пересекающие государственную границу РФ; деревянный упаковочный материал (код ТН ВЭД 4415) при перевозке товаров, в том числе не поименованных в данной Номенклатуре".

В чем подвох

Получается, что поименованные списки теряют смысл, так как под дополнение попадают все. Во-первых, большинство грузов перевозится с использованием упаковки, попадающей под код ТН ВЭД 4415: ящики, коробки, упаковочные клети или корзины, барабаны и аналогичная тара из древесины; поддоны, палеты и др. Во-вторых, даже если груз будет перевозиться в герметичной алюминиевой упаковке и на пластиковых поддонах, то транспортное средство все равно подлежит проверке. Таким образом, какой бы груз компания ни перевозила, она может столкнуться с действием новых правил.

"При отсутствии определенной лояльности со стороны таможенного инспектора или контролирующих органов поставка груза может быть сорвана", - комментирует управляющий партнер Международной юридической фирмы UNICOMLEGAL Russia Наталия Неверовская.

Хотели как лучше

Цели фитосанитарного контроля благие: предупредить распространение и перевозки через государственные границы вредителей растений и продуктов растительного происхождения (Приложение 4 к международной Женевской конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах). Однако контролирующие органы - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Госинспекция по карантину растений не несут никаких финансовых обязательств в отношении карантинного сертификата. "Если в результате проверки выяснится, что груз или тара не заражены вредными микроорганизмами, а впоследствии будет установлено, что заражение все же было, то отвечать придется владельцу груза", - говорит Наталия Неверовская.

Ни одна из двух десятков опрошенных "ДП" транспортно-логистических компаний Петербурга еще не сталкивалась в своей практике с проявлением новых правил, что, естественно, не исключает такую возможность в будущем.

Наталия Неверовская, управляющий партнер Международной юридической фирмы UNICOMLEGAL Russia, опасается, что новый фитосанитарный контроль теоретически может сорвать поставку.

Есть мнение

Андрей Заяц, генеральный директор ООО "АсстрА - Санкт-Петербург":

"Не думаю, что новые положения о фитосанитарном контроле окажут значительное влияние на деятельность участников ВЭД.

Тем более за фитосанитарный контроль плата на российской границе не взимается. Так что никаких дополнительных затрат грузо-владельцам нести не придется. Мы ежедневно перевозим сотни грузов по разным направлениям, в том числе и пересекая границы Российской Федерации.

Однако пока с ужесточением контроля транспортных средств мы не сталкивались".

"Деловой Петербург"; 23.05.07