23.09.11

"Трансконтейнер" преодолел кризис

По итогам первого полугодия финансовые показатели крупнейшего в России контейнерного оператора "Трансконтейнер" достигли докризисного уровня, хотя по рентабельности чистой прибыли компания пока от него отстает. В самом "Трансконтейнере" объясняют рост положительной динамикой рынка и "выстраиванием оптимальной логистики перевозок". Но ОАО РЖД и правительство все равно намерены отложить дальнейшую продажу акций компании на следующий год.

Согласно опубликованному вчера отчету "Трансконтейнера" за шесть месяцев 2011 года по МСФО, выручка компании выросла на 39%, до 13,8 млрд руб., EBITDA — на 81%, до 3,4 млрд руб., чистая прибыль увеличилась в семь раз — до 1,4 млрд руб. В компании позитивную динамику финансовых показателей объясняют "ростом объемов операций". За отчетный период контейнерные перевозки выросли на 18% к аналогичному периоду 2010 года — до 654 тыс. TEU, объем терминальной обработки контейнеров — на 14%, до 784 тыс. TEU. Другой причиной роста показателей в "Трансконтейнере" называют проведение мероприятий "по повышению рентабельности бизнеса".

Кроме того, в отчете впервые были отражены результаты казахского контейнерного оператора "Кедентранссервис" (один из крупнейших владельцев контейнерных терминалов в Казахстане), 67% акций которого компания купила в марте этого года. Детально результаты дочернего общества "Трансконтейнера" в отчете по МСФО не раскрываются. Согласно данным о прибылях и убытках, основной объем денег компания по-прежнему зарабатывает, обслуживая российских клиентов, на их долю приходится 86% выручки. Доля немецких клиентов за первое полугодие 2011 года сократилась с 5% до 2,5%, зато доля в выручке клиентов из Китая и Кореи выросла почти вдвое — до 3,6%.

В целом "Трансконтейнеру" удалось наконец превзойти результаты докризисного первого полугодия 2008 года, когда компания заработал 9 млрд руб. выручки и 1,5 млрд руб. чистой прибыли. Однако текущая рентабельность "Трансконтейнера" по чистой прибыли отстает от докризисного уровня — 10% против 16%.

Отчет "Трансконтейнера" стал первым после IPO компании в ноябре 2010 года. Тогда на биржах было продано 35% акций, 12,5% которых купили структуры владельца транспортной группы Fesco Сергея Генералова (сейчас, по данным источников "Ъ", он контролирует до 15% акций). После IPO предприниматель, который заявил, что готов выкупить остальные акции "Трансконтейнера" у ОАО РЖД, вместе с другим представителем Fesco Кириллом Рубинским вошел в совет директоров компании и поставил на должность первого заместителя гендиректора члена своей команды Владимира Чиснакова (курирует операционные вопросы). Но собеседник "Ъ" в "Трансконтейнере" утверждает, что "с приходом новых людей принципиально политика компании не изменилась", и подчеркивает, что позитивные финансовые результаты достигнуты только благодаря растущему рынку.

Дмитрий Конторщиков из "Ренессанс Капитала" говорит, что, в отличие от многих железнодорожных компаний, "Трансконтейнеру" удается сдерживать рост порожнего пробега вагонов. "И это, безусловно, достижение менеджмента",— говорит аналитик. Однако он соглашается, что основной рост показателей "Трансконтейнера" основан на хорошем состоянии рынка в целом. Перспективы дальнейшей динамики оценить сложно, говорит Елена Сахнова из "ВТБ Капитала". "Если доллар продолжит расти и достигнет уровня 35 руб., объемы импорта, а значит, и контейнерных перевозок вновь упадут",— поясняет эксперт. Поэтому, по ее мнению, наилучший момент по продаже акций "Трансконтейнера", может быть, уже упущен.

Однако в ОАО РЖД так не считают. В начале недели президент монополии Владимир Якунин заявил, что "рынок не восстановлен и в продаже акций "Трансконтейнера" нет необходимости". Он также добавил, что правительство рассматривает возможность переноса аукциона по продаже 25% акций "Трансконтейнера" с 2011 на 2012 год. Источники "Ъ" в правительстве подтверждают, что аукцион действительно может быть перенесен на следующий год, уточняя, что на согласовании в министерствах лежит документ, предусматривающий продажу не 25%, а 50% акций "Трансконтейнера".

Газета "Коммерсантъ"