28.02.19

Трансъевразийский дирижабль

Президент РАН и ректор МГУ представили новую версию проекта континентальной логистики.

Президенту РФ направили очередную версию мегапроекта развития трансъевразийского транзита — на сей раз за авторством президента РАН Александра Сергеева и ректора МГУ Виктора Садовничего. Основы проекта прежние — высокоскоростные поезда, дирижабли, быстровозводимые взлетные полосы, а также развитие Севморпути. Если в 2016 году проект оценивался в $220–240 млрд, то сейчас уже в $310–320 млрд, но ученые обещают выйти на окупаемость за 12–15 лет. Аналитики считают документ малограмотным, а его основные постулаты крайне спорными.

Российские ученые представили новую версию мегапроекта по созданию пространственных транспортно-логистических коридоров «Единая Евразия: ТЕПР-ИЕТС». Он готовится с 2007 года, предыдущую версию подавал на рассмотрение правительства директор Московской школы экономики МГУ Александр Некипелов (см. “Ъ” от 12 августа 2016 года). Новая версия за авторством президента РАН Александра Сергеева и ректора МГУ Виктора Садовничего была в октябре 2018 года направлена президенту РФ, а в начале февраля, рассказывают источники “Ъ”, его помощник Андрей Белоусов обратился к вице-премьеру Максиму Акимову с просьбой проработать документ с авторами. В аппарате господина Акимова подтвердили получение документа.

Мегапроект предполагает создание двух транспортно-логистических коридоров «с опорой на высокоскоростной железнодорожный комплекс и Северный морской путь» (СМП).

Он предусматривает создание стратегических хабов на Урале, в Сибири, ДФО и Арктике, соединенных «с использованием водного, железнодорожного и автомобильного транспорта, инновационных безаэродромных транспортных средств». Мегапроект впитал в себя основные принципы проектов «Трансъевразийский пояс развития» (ТЕПР) и «Интегральная евразийская транспортная система» (ИЕТС), исходящие из «осуществления новой консолидирующей российское общество национальной идеи». Научно-организационное сопровождение осуществляет глава Совета федерации Валентина Матвиенко.

По оценке авторов, мегапроект потребует $310–320 млрд инвестиций в 2018–2024 годах, но окупится за 12–15 лет. Из этой суммы $270–280 млрд должны пойти на высокоскоростные магистрали (ВСМ), ориентированные на контейнерные перевозки. Для сравнения: российский участок ВСМ «Евразия», которая должна соединить ЕС и Китай, оценивался в предТЭО в $54,4 млрд, его протяженность — 2,55 тыс. км. А по замыслу авторов мегапроекта нужно построить около 43 тыс. км путей ВСМ.

В области авиации по-прежнему предлагаются строительство сети быстровозводимых взлетно-посадочных полос, разработка и выпуск отечественных самолетов грузоподъемностью 1,5–2 тонны и серийное производство дирижаблей типа «Атлант» на базе аэрокосмического кластера в Самарской области. «Атлант» как основа доставки грузов в труднодоступные районы фигурировал и в концепции 2016 года, и уже тогда участники рынка скептически отзывались о будущем дирижаблестроения. «Перспективы создания и эффективной эксплуатации дирижабля сегодня ровно такие же, как в 1918 году,— говорит глава Infomost Борис Рыбак.— Идея уходит корнями в зарю гражданской авиации, и сегодня дирижабли никому не мешают, но никого особо и не впечатляют. В его эксплуатации существуют несколько проблем, одна из которых — большая парусность: ветер мешает их управлению в полете».

Но самолет грузоподъемностью 1–1,5 тонны, отмечает господин Рыбак, был бы сегодня востребован в условиях Крайнего Севера. Так, обладающий аналогичными характеристиками Ан-2 «выполнял важнейшую роль в экономике СССР». «Однако для него нужен двигатель, в России сегодня такие не производятся,— говорит эксперт.— Мы очень давно не делали небольшие турбовинтовые двигатели. Его нужно спроектировать, собрать, испытать, сертифицировать, на что уйдет много времени». Прямым конкурентом самолета будет американский Cessna Caravan по цене $250–300 тыс. за штуку. Первое время по цене он будет сильно выигрывать у российского аналога, считает эксперт. В Минтрансе “Ъ” не уточнили, как обстоят дела с разработкой нового малого самолета и серийным выпуском «Атлантов», однако сообщили, что с концепцией знакомы, она сейчас в проработке.

В области водного транспорта предусмотрено создание инфраструктуры для круглогодичной массовой проводки судов по Севморпути и судов типа «река—море» по рекам Сибири. Сегодня на развитие СМП в 2019–2024 годах в бюджете заложено 73,9 млрд руб., также планируется строительство четырех ледоколов на СПГ (59,7 млрд руб.) и пяти атомных ледоколов (112,6 млрд руб.).

«Можно только посочувствовать господам Сергееву и Садовничему, умнейшим людям, потому что подписать такой документ можно было только не глядя, и за него им придется краснеть,— говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.— Более безграмотного и удручающего документа по логистике не выпускали уже давно. Все: от содержания до оценок — вызывает даже не вопросы, а недоумение. Как можно всерьез говорить о 43 тыс. км высокоскоростных магистралей стоимостью почти 20% от ВВП России при сроке окупаемости 12–15 лет?» Об уровне документа, резюмирует эксперт, красноречиво свидетельствует тот факт, что дирижабли в нем не самая смехотворная идея.

Энергетическая составляющая

В области энергообеспечения мегапроект предусматривает проектирование новых генерирующих объектов, а также развитие или создание «региональных и федеральных сетевых компаний, обеспечивающих создание энергетической системы на территории Сибири, Дальнего Востока и в Арктике». Вопрос об объединении генерации в этих регионах в энергосистему эксперты считают спорным. Логика опережающего сооружения мощных централизованных энергосистем была характерна для СССР и других стран периода индустриализации, говорит старший аналитик по электроэнергетике центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников. «Маловероятно, что создание транспортно-логистических коридоров приведет к такому серьезному росту,— поясняет он.— Крупные новые промышленные объекты в Арктике и на Дальнем Востоке — “Ямал СПГ”, Новоуренгойский ГХК, Амурский ГПЗ, завод СПГ на Сахалине — строят с собственными электростанциями. Энергоснабжение на Чукотке будет обеспечивать плавучая АЭС “Росатома”. Созданные еще в СССР промышленные объекты в Норильске, Архангельске, Мурманске до сих пор работают либо со слабыми связями с ЕЭС России, либо вовсе изолированно от нее». Господин Мельников также отмечает, что в майских указах президента содержится поручение развивать распределенную генерацию.

Коммерсантъ