31.03.15

Товар просится в кузов

Мировой автопром находится на пороге фундаментальных изменений в области энергоэффективности и внедрения интеллектуальных транспортных технологий. Автотранспорт является участником любой логистической цепочки, связующим звеном производства и потребления. В отличие от других видов транспорта он обеспечивает уникальную гибкость при организации перевозок "от двери до двери". О роли автотранспорта в России и в мире "РГ" рассказывает глава постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в Евразии Дмитрий Чельцов.

Российская газета: Есть ли достойные конкуренты у автомобильного транспорта в перевозке грузов и пассажиров? Сколько примерно грузов (в физическом и стоимостном выражениях) перевозит автотранспорт в год (в мире или в Европе)?

Дмитрий Чельцов: Каждый компонент или готовое изделие, где бы они ни производились и ни использовались, как минимум один раз были перевезены на грузовике. А если говорить о сложных изделиях, то участие автотранспорта в обеспечении производственного процесса еще более значительно. Возьмем, к примеру, смартфон. Он состоит из десятков деталей и элементов, производимых во многих странах на различных континентах и собираемых в конечном итоге, например, на предприятиях в Китае (более 1 млрд шт. ежегодно). Таким образом, рынок смартфонов в значительной степени зависит от налаженных, оперативных, простых и удобных транспортных связей, в которых автотранспорт взаимодействует с морским, железнодорожным и авиационным видами транспорта. И объемы операций в ходе этого взаимодействия постоянно увеличиваются.

Конкуренция является обязательным условием эффективной экономики. Автомобильный транспорт функционирует в условиях жесткой конкуренции с другими видами транспорта.

Сейчас зоной преимущественного использования автотранспорта при перевозках грузов считаются расстояния до 300 км, однако на практике он конкурирует с железными дорогами и на расстояниях перевозки 2700 - 3000 км, а в отдельных случаях, о чем свидетельствуют данные отдельных исследований, - до 5 тыс. км. Что касается пассажирских перевозок, то здесь конкурентных аспектов еще больше: автобусы соперничают с железными дорогами, легким рельсовым транспортом, даже с гражданской авиацией в междугороднем сообщении.

По данным международной статистики, в мире до 80% грузовых отправлений, измеряемых в метрических тоннах, и до 90% в стоимостном выражении приходится на автотранспорт. На долю автобусов в мире приходится в среднем до 60% всего объема перевозок пассажиров (без учета автомобилей в личном пользовании).

Для эффективного функционирования транспортных систем и логистики наряду с конкуренцией необходимо слаженное взаимодействие различных видов транспорта. Пассажиров к обычным и высокоскоростным железным дорогам подвозят автобусы и такси. Из морских портов, аэропортов и с железнодорожных станций груз до конечного потребителя также доставляется в основном автотранспортом. От четкого взаимодействия разных видов транспорта зависят как благополучие простых людей, так и функционирование любого бизнеса.

РГ: В России роль автотранспорта в обеспечении потребностей экономики страны так же велика, или он уступает позиции конкурентам?

ДЧ: Россия занимает огромную, но неравномерно освоенную территорию. И с точки зрения состояния и доступности транспортной инфраструктуры автотранспорт играет важнейшую роль в обеспечении экономических и социальных потребностей. По данным Росстата, в 2014 г. на автотранспорт приходилось около 69% совокупного объема отправляемых грузов и 59% объема перевозки пассажиров. Доля автотранспорта в грузообороте, измеряемом в тонно-километрах, несколько ниже вследствие значительной протяженности маршрутов транспортировки массовых грузов по железным дорогам и по трубопроводам. Высокая мобильность и конкурентоспособность автотранспорта в перспективе будет только способствовать укреплению его позиции в системе координат транспортной отрасли.

РГ: А какая доля приходится на международные перевозки и каково значение международных автоперевозок для российской экономики?

ДЧ: Международные автоперевозки грузов являются одним из наиболее динамичных и рыночно ориентированных секторов российской экономики, в котором функционирует 7,5 тыс. автотранспортных компаний, владеющих общим парком подвижного состава свыше 55 тыс. автомобилей и создающих более 200 тыс. рабочих мест. Вклад этого сектора в доходную часть бюджета РФ превышает 270 млн долл. ежегодно. Суммарная емкость российского рынка международных автоперевозок оценивается в 7 млрд долл., а ежегодная валютная выручка, приходящаяся на отечественных перевозчиков, - более 3 млрд долл.

В условиях глобализации международной экономики и торговли автотранспорт становится незаменимым при доставке российских внешнеторговых грузов высокой степени обработки без перегрузок в пути. За счет высокой интеграции в международные логистические цепочки поставок автотранспорт наиболее привлекателен для малого и среднего бизнеса, заинтересованного в отправках мелких партий внешнеторговой продукции.

Примерно 16% объема импортных грузов ввозится в Россию автотранспортом. Особенностью здесь является то, что все же наибольший объем импорта поступает через российские порты, а вывоз этих грузов из порта на автомобиле и доставка до конечных потребителей уже по формальным признакам не относятся к международной перевозке. В экспортных перевозках доля автотранспорта сегодня составляет 3%. Это связано прежде всего со структурой российского экспорта, имеющего ярко выраженную сырьевую направленность.

РГ: Каковы перспективы перехода автомобильного транспорта на альтернативные виды топлива? Насколько Россия идет в ногу в этом вопросе с другими странами мира?

ДЧ: Мировая автомобильная промышленность находится на пороге фундаментальных изменений в области энергоэффективности и внедрения интеллектуальных транспортных технологий. К новым технологиям, внедряемым в автомобилестроении, я бы отнес, с одной стороны, создание электромобилей с аккумуляторными батареями высокой емкости, с другой - использование силовых установок с водородными топливными элементами. И хотя сейчас инновации находят свое отражение главным образом в сфере автомобилей для личного пользования, в будущем возможно появление общественного пассажирского транспорта и легкого коммерческого транспорта, которые не будут потреблять бензин или дизельное топливо.

Пока рано говорить о том, что революция началась в области тяжелых грузовиков. Однако даже эволюционные процессы с появлением грузовиков экологического класса Евро-6 кардинально меняют ландшафт рынка автоперевозок грузов.

К сожалению, российская автомобильная промышленность существенно отстает в выпуске современного подвижного состава. Мы знаем, что КАМАЗ серьезно занят вопросами создания и производства автомобилей высоких экологических классов, однако, к сожалению, в этой сфере наша страна пока идет по пути так называемого "догоняющего развития", предполагающего использование не своих, а передовых зарубежных технологий.

Сейчас, к сожалению, отечественный автотранспортный бизнес живет в условиях дефицита современного подвижного состава, который мог бы использоваться на высококонкурентных рынках, в первую очередь в Европе. Поэтому вопрос этот для нас, автомобилистов, является чрезвычайно актуальным.

Справка

Международный союз автомобильного транспорта (IRU) - всемирная организация, занимающаяся проблемами автотранспорта в 68 странах на 4 континентах мира. Союз был основан в 1948 году. Штаб-квартира располагается в Женеве (Швейцария). Имеются два представительства - в Брюсселе и Москве, которые проводят и координируют политику IRU соответственно в странах Европейского союза и Содружества Независимых Государств. В соответствии с мандатом ООН основной задачей IRU является защита интересов отрасли и организация международного сотрудничества в области грузового и пассажирского автотранспорта в интересах гармоничного и устойчивого развития мировой экономики. Постоянное представительство IRU в Москве открыто в 1998 году. Важное место в деятельности союза занимает разработка резолюций в области международных перевозок автомобильным транспортом для содействия гармонизации правил и предписаний, существующих в отдельных странах. Они касаются общетранспортной политики, профессиональной подготовки водителей автотранспортных средств, Конвенции МДП, международной перевозки пассажиров, ограничения весовых норм и размеров автотранспортных средств, международной перевозки в контейнерах, перевозки скоропортящихся грузов, безопасности дорожного движения и т.п.

"Российская газета" - Спецвыпуск "Экономика" №6637 (66)