28.03.06

Торговцев топливом становится все меньше

В последние годы число розничных торговцев топливом в Латвии неуклонно сокращается: в 2003-м их насчитывалось 252, а в прошлом уже только 222. Вместе с тем количество заправок остается практически неизменным. Крупные сети постепенно выжимают своих мелких конкурентов с рынка, перенимая их АЗС.

В прошлом году абсолютным лидером латвийского рынка розничной торговли горючим была компания Latvija Statoil. По данным Совета по конкуренции, она контролировала 23% рынка. Далее следуют Neste Latvija (11%) и Lukoil Baltija R (9%). "В период с 2003-го по 2005 г. Latvija Statoil сохранила свою долю на уровне 23%, Neste Latvija увеличила влияние с 9% до 11%, а Lukoil Baltija R - с 8% до 9%. Из этого можно сделать вывод, что рыночная доля лидеров рынка имеет тенденцию к увеличению", - указывает совет.

За счет чего же это происходит, ведь новые заправки в Латвии в последнее время практически не открываются? "Причин тому может быть несколько. Пару лет назад некоторые фирмы могли закрыться из-за неспособности выполнить жесткие требования Евросоюза, - отметила в беседе с совладелица компании по торговле топливом Viada Алла Мороз. - В последнее же время ситуация такова, что даже средним фирмам очень трудно составлять конкуренцию крупным. Ну а для мелких это практически нереально". По ее словам, сейчас Латвия находится только в самом начале процесса передела топливного рынка.

Согласно статистике, в 2003 году на розничном рынке горючего работали 252 предприятия, а в 2004 году - 231. В прошлом же году осталось всего 222 фирмы, которым в целом принадлежало 577 АЗС. Причина такого сокращения, особенно за прошлый год, во многом объясняется расширением сетей крупных торговцев. Причем, как показывают события последних месяцев, главным образом благодаря вытеснению и поглощению малых торговцев.

Сегодня крупные компании приходят в небольшие города, и местные предприятия не способны с ними тягаться. "Как правило, другие торговцы горючим обычно устанавливают цену немного меньшую, чем Latvija Statoil, тем самым сохраняя конкурентоспособность. Однако обычный порядок нарушила февральская и мартовская активность Neste Latvija и Latvija Statoil, установивших необычайно низкие розничные цены", - отмечает Совет по конкуренции.

"Бизнес&Балтия"