Торгово-промышленная палата помогает малому бизнесу грузоперевозок в России
Автомобильные перевозки являются одним из основных способов доставки грузов. Большие фуры ездят на междугородних и международных трассах, а юркие «Газели» развозят продукты по магазинам, помогают построить дом и переехать. Рассказываем, как устроен российский бизнес грузоперевозок.
Для начала отметим, что перевозки между городами-миллионниками — это самые популярные направления. По словам совладельца компании ПЭК Вадима Филатова, ранее около 70% грузоперевозок всех приходилось на Москву и Санкт-Петербург. Сейчас их стало менее 50%.
В Нижегородской области насчитывается более 15 официальных компаний, занимающихся грузоперевозками. К примеру, в транспортной фирме «Городское Грузотакси-НН» пикапы и «Газели» с разными кузовами перевозят диваны, теплицы, стиральные машины и многое другое.
«Чаще всего нижегородцы просят перевезти холодильники. Но обычно мы оказываем квартирные услуги, то есть помогаем перевезти вещи из одной квартиры в другую», — рассказали NewsNN представители компании.
По их словам, конкурентная борьба в этой сфере очень большая. Поэтому для того, чтобы оставаться лидерами, нужна хорошая реклама. Из-за этого многие фирмы прекращают свое существование уже на начальном этапе. Также большое влияние на бизнес оказала пандемия коронавируса.
«Многие организации закрылись из-за этого. Но мы нет, продолжаем работать. Звонки поступают каждую минуту», — добавили в нижегородкой фирме по грузоперевозкам.
«Малые и средние компании проявили себя очень неплохо в период пандемии, когда все в интернете стали приобретать. Что такое перевозить интернет-торговлю? Это сборные грузы. И вот большая часть таких сборных грузов пришлась на малые компании, на их автомобильный транспорт», — подчеркнул президент Торгово-Промышленной палаты России Сергей Катырин.
Отмечается, что оборот рынка российских грузоперевозок за 2020 год уменьшился на 2% — до 800 млрд рублей. В стране перевезли 1,4 млрд тонн груза. Вместе с этим, по оценкам предпринимателей, за прошлый год объём их перевозок вырос на 2%.
Чтобы не потерять бизнес, нужно иметь широкую сеть отделений, собственные склады. А также предоставлять клиентам допуслуги. Например, теперь россияне могут заказывать перевозку груза в формате такси. Такую услугу оказывает цифровая транспортная компания «Деливер». У фирмы более десяти тысяч перевозчиков.
«Чтобы у тебя была большая база перевозчиков, нужно, чтобы они постоянно имели заказы в системе, — иначе они разбегутся. Поэтому тебе нужны крупные клиенты», — поясняет основатель компании «Деливер» Данил Рудаков.
Вместе с этим сегодня в России открыты практически 60 тысяч компаний, которые занимаются перевозками. Треть из них — крупные и средние перевозчики. Остальные — малый бизнес.
Чтобы продвигать свое дело, некоторые предприниматели покупают грузовики по программе льготного лизинга. Сообщается, что такие кредиты дают только наименее рисковым перевозчикам, у которых есть большой парк машин и собственные грузы.
Поэтому ТПП предлагает поменять подход в оказании помощи — с тем, чтобы ее оказывали и малым автовладельцам. Однако для этого им нужно иметь хорошую платежеспособность и соблюдение требований налоговой.
Так, в 2020 году крупные перевозчики уже начали пользоваться электронной накладной. Но пока что ради эксперимента. В ТПП предполагают, что это один из коротких путей к обелению рынка.