24.01.07

Торговля зовет терминалы в регионы

В регионах спрос на логистические терминалы значительно превышает предложение. Участники рынка отмечают, что в ближайшее время ситуация вряд ли изменится. Со строительством терминалов неизменно возникают проблемы. Инвесторам крайне сложно получить земельные участки под застройку. Зачастую цены на землю становятся спекулятивными. Кроме того, оформление участка в собственность затягивается из-за административных барьеров.

Зачем провинции терминалы?

Представитель Новой логистической компании (НЛК) Полина Винокурова оценила оборот российского рынка логистических услуг в сумму около $3 млрд. Между тем потенциал российского рынка логистических услуг оценивается в $120 млрд. Причем доля сектора перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта составляет 55%, сектора складских услуг и сектора услуг по интеграции и управлению цепями поставок 13%. Потенциальный объем рынка складских услуг оценивается на уровне $15 млрд. До 2008 года в каждом из этих секторов ожидается более чем пятикратный рост , отметила она.

Полина Винокурова добавила, что для реализации этих перспектив требуется строительство новых терминальных мощностей с учетом специфики прохождения товаропотоков и их пересечения. Потребуется также совершенствование сервиса операторов логистических комплексов.

Сегодня можно наблюдать дефицит мощностей логистических терминалов. Особенно терминалов класса А. Операторы не всегда могут удовлетворить запросы компаний, работающих со специфическими грузами, не говоря уже о том, чтобы делать это по устраивающей клиента цене , рассказала представитель НЛК.

Профессор Финансовой академии при Правительстве России Олег Дунаев отметил, что формирование региональных транспортно-логистических центров приобретает особое значение в условиях обостряющейся конкуренции на транспортном рынке. Обостряется соперничество и между торговыми сетями. Поэтому при реализации логистических проектов должны создаваться комплексы, обеспечивающие условия для эффективного взаимодействия различных видов транспорта, а также хозяйствующих субъектов, занимающихся производством и торговой деятельностью и выполняющих операции по обслуживанию всех видов перевозок грузов и пассажиров.

Он отметил, что в мировой экономике появляются новые транспортно-логистические системы как движения, так и распределения товаров. Это проявляется в изменении роли каждого вида транспорта в обслуживании перевозок. Происходит создание новых грузопотоков, что приводит к появлению проблемы совместимости национальных (в том числе и территориальных) транспортных систем.

Более полное использование преимуществ географического положения территории России, необходимость освоения возрастающих объемов внешнеторговой деятельности требуют создания современных транспортно-логистических комплексов не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и на региональном уровне , добавил Олег Дунаев.

Директор по маркетингу и продажам компании Armadillo Леонид Зондберг заявил, что спрос на качественное логистическое обслуживание, соответствующее мировым стандартам, в России постоянно растет. Многие компании, в частности занятые в сфере ритейла, активно осваивают регионы. С появлением качественных транспортно-логистических комплексов в регионах этот рынок будет развиваться быстрее.

Территория страны слишком велика, и концентрация складского бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге может привести к тупиковой ситуации. Сегодня можно выделить 11 развитых регионов, которые способны стать основными центрами обслуживания грузопотоков в стране. Например, ими могут стать Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск , отметил он.

Эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий Тигран Саакян считает, что для развития логистических комплексов в стране необходимо сначала определиться: первичным в предоставлении логистической услуги является спрос или предложение? Нужно ли вначале изложить требования грузовладельца по созданию логистической услуги? Или ее создание должно подстегнуть грузовладельцев ею пользоваться? Идеальным вариантом, отметил он, является небольшое опережение предложением спроса.

Вопросы к государству

По мнению Олега Дунаева, вопрос о транспортно-логистических центрах не может быть решен без выработки целевых программ как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Необходимо будет и определиться с собственностью инфраструктуры и первоначальной собственностью земли, на которой будет расположен комплекс.

Частный бизнес сталкивается с большими трудностями при решении инфраструктурных вопросов, особенно с собственностью земли. На государственном уровне важно принять решение, на каких принципах формировать ТЛК в регионах: на основе частной инициативы или государственного регулирования.

Государство планирует развитие и размещение федеральных и региональных ТЛК и создает инфраструктуру для них? Или только дает сигнал, что желательно иметь транспортно-логистический комплекс в таком-то месте? Данные комплексы строятся как межотраслевые или как узкоотраслевые? Например, железнодорожный, морской, автомобильный? Как осуществляется координация внутри регионального ТЛК? Только при помощи рыночного механизма или административного ресурса местных органов власти? Каков механизм государственного регулирования в данном комплексе и нужен ли он? На эти вопросы необходимо иметь ответы , подчеркнул Олег Дунаев.

Леонид Зондберг отметил, что оптимальным сценарием в данном случае может быть ситуация, когда зарубежные компании вкладывают инвестиции, но при этом не становятся прямыми конкурентами наших игроков рынка.

По мнению Тиграна Саакяна, перспективным является создание совместных предприятий с иностранными экспедиторскими компаниями. В это совместное предприятие иностранный партнер вносит технологии функционирования логистических центров, а также привлекает грузопоток.

Руководитель департамента развития управляющей компании холдинга Дело Василий Славин уверен, что сегодня в России сложилась очень благоприятная ситуация для строительства региональных логистических комплексов. Необходимый грузопоток присутствует почти во всех регионах страны, за редким исключением. Причем этот грузопоток в промышленно развитых регионах настолько велик, а логистика в регионах настолько в зачаточном состоянии, что конкуренция между компаниями логистическими провайдерами фактически отсутствует. Производители и поставщики с трудом находят терминальные мощности. Поэтому они будут рады любому качественному предложению на этом рынке , подчеркнул он.

Наличие у компании-провайдера поддержки на федеральном или региональном уровне Василий Славин назвал важным, но не решающим, фактором успеха проекта . Интерес к созданию логистических комплексов есть у руководителей практически всех регионов, поэтому затрачивать особые усилия на то, чтобы убедить их оказать поддержку, не придется.

Болевые точки местной логистики

Пока почти все компании, по словам Леонида Зондберга, предпочитают инвестировать в строительство своих собственных складских помещений класса А. В основном это иностранные компании, которые готовы не только к основным расходам на строительство, но и к дополнительным, включающим в себя получение согласований, подключение к внешним инженерным сетям, проектирование, управление проектом, складское оборудование и расходы на персонал , сказал он.

Тигран Саакян считает, что главные трудности у проектов по созданию и развитию объектов сети региональной логистики заключаются в наличии административных барьеров и ограничений. От заключения договора до начала строительства центра проходит 3 4 года из-за необходимости большого количества согласований. Решение может быть найдено только на уровне государственной политики, направленной на снижение административных барьеров и упрощение необходимых процедур. Представляется целесообразным синхронизировать меры государственной политики по привлечению транзитных грузопотоков с политикой местных властей по отношению к созданию мультимодальных логистических центров , отметил эксперт ИПЕМа.

Олег Дунаев добавил, что зачастую спекулятивная цена на земельные участки возлагает дополнительное бремя расходов на инвестора. В предлагаемых сегодня проектах логистических терминалов затраты на инфраструктуру часто составляют до 50% стоимости. Из-за этого возникает проблема окупаемости и инвестиционной привлекательности проектов. Появляются проблемы и с качеством работ, поиском квалифицированного рабочего персонала, выработкой наиболее эффективных технологий работ.

С какого узелка начинать сеть

По словам Василия Славина, ТЛК дадут повышение скорости движения товаропотоков и снижение транспортной составляющей в цене продукта только в одном случае. Если их создание будет проводиться после анализа экспортно-импортных, межрегиональных и внутрирегиональных потоков всех видов транспорта. Потребуется определить узловые точки транспортных потоков, в которых сходятся грузы различных направлений и существует возможность сбора грузовых партий.

В дальнейшем с ростом промышленного производства, развитием торговых сетей в регионах и изменениями направлений грузопотоков можно будет увеличивать сеть логистических комплексов. Однако это развитие будет неизбежно отталкиваться от той сети, что будет построена на базе исследований потоков , сказал Василий Славин.

Олег Дунаев высказал мнение, что логистическую сеть в первую очередь целесообразно формировать в регионах транспортного коридора Запад Восток (Санкт-Петербург Москва Владивосток). Специалисты Минтранса, или эксперты, которых приглашает правительство, или Минтранс должны учитывать все вышеперечисленные проблемы независимо от того, какой проект ТЛК предлагается на инвестиционный конкурс: федеральный, региональный, муниципальный или частный .

Необходимо, чтобы вся система находилась на едином уровне развития и качества, считает Леонид Зондберг. Это предоставит возможность оказывать логистические услуги в разных регионах страны по единым стандартам.

Стремление операторов к взаимовыгодному сотрудничеству это второй шаг к созданию единой логистической сети. Такая стратегия позволит в перспективе предлагать более эффективные логистические решения клиентам различных целевых сегментов, в том числе и представителям малого и среднего бизнеса .

Сложности создания ТЛЦ в регионах

Знания, компетенция, опыт

отсутствие знаний в государственном секторе о значении логистики для экономики и о роли логистических центров для развития экономики региона,
отсутствие знаний о возможностях и способах практической реализации принципов государственно-частного партнерства, связанных с финансированием,
отсутствие знаний по функциональной специализации логистических центров, практических решений и возможностей реализаций,
отсутствие доверительных прогнозов относительно будущих грузо-товарных потоков, позволяющих оценить финансовую эффективность проектируемой транспортно-логистической системы,
отсутствие знаний по управлению добавочной стоимости на действующих складах и логистических центрах в регионах;

Поддержка со стороны государственного сектора


отсутствие согласованной транспортной государственной политики, учитывающей логистические аспекты собрание транспортно-логистической системы в субъектах федерации.
отсутствие правительственной долгосрочной программы развития национальной макрологистической сети на базе интермодальных логистических центров,
отсутствие правовых решений, поддерживающих развитие интермодальности транспорта

Сотрудничество, партнерство отсутствие соответствующих правовых регуляторов относительно государственно-частного партнерства,
отсутствие совпадения ожиданий государственного и частного сектора по отношению инициатив, связанных с созданием логистических центров, проблемы в регионах с формированием взаимоотношений предприниматели - администрация ,
отсутствие координации, конкурентность инициатив, непрозрачность

Финансирование

отсутствие знания о возможности использования различных условий финансирования инвестиций, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства (национальные фонды и фонды прямых инвестиций и т.д.), чрезмерные ожидания государственного сектора по быстрому возврату инвестиций в логистические центры,
отсутствие решительности государственного сектора в привлечении бюджетных (инвест-фонды) средств в долгосрочные инвестиции,
отсутствие знаний о нестандартных возможностях финансирования инвестиций банками и финансовыми институтами.

Реализация

отсутствие вовлеченности государственного сектора в проработку условий реализации инвестиций:

отсутствие у местной администрации планов освоения, позволяющих проводить строительство логистических центров,
отсутствие земельных участков, подготовленных под инвестиции (продажу),
отсутствие конкретной информации и предложений для инвесторов,
отсутствие программ сотрудничества с инвесторами,
отсутствие готовых реальных сценариев реализации инвестиций с использованием некоммерческих источников финансовых средств,
отсутствие коммуникационной инфраструктуры и отсутствие готовности государственного сектора участвовать в строительстве этой инфраструктуры,
отсутствие понимания руководящей роли государственного сектора на фазе инициирования реализации инвестиции, ошибки на подготовительной фазе:

-0 заявление об инициативе перед подготовкой условий по ее реализации,
-1 неподготовленные контакты администрации с потенциальными инвесторами.

Гудок 23.01.2007