27.07.05

Топливные операторы отрегулируют себя сами

Ряд топливных компаний Санкт-Петербурга намерены создать саморегулируемую организацию (СРО), которая будет следить за качеством бензина своих участников. Входящие в нее компании будут предоставлять возможность любому желающему проинспектировать их производственную "кухню". Таким образом, тем продавцам бензина, которые по каким-то причинам в организацию не войдут, в конце концов могут задать вопрос: а почему они, собственно, этого не сделали, если у них качественный бензин? Похоже, именно на это авторы идеи и рассчитывают. Об идее создания СРО рассказал первый заместитель генерального директора Петербургской топливной компании (ПТК) Л. Чурилов.
По его словам, она довольна простая. В СРО предполагается объединить всех желающих операторов рынка, готовых дать гарантии того, что они продают качественное топливо. Перед приемом в организацию, разумеется, всех претендентов проверят "с пристрастием" -- эксперты оценят не только бензин на АЗС, но и всю технологическую цепочку, включая поставщиков. Но и это не все: компания -- член СРО будет обязана в любой момент практически каждому желающему продемонстрировать любую часть своего технологического процесса. Хотя в реальности это, конечно, трудновыполнимо. Цель затеи ПТК, которую уже поддержали несколько других участников, проста -- показать потребителю, какие компании продают качественное топливо.
"Если у члена СРО окажется некачественный бензин, органы управления имеют право исключить его и предать этот факт гласности", -- говорит господин Чурилов. Таким образом, возникает несколько двусмысленная ситуация: получается, что те компании, которые в СРО вступить не пожелают, окажутся в глазах потребителя в заведомо худшем положении, чем участники организации. Господин Чурилов признает этот факт, но утверждает, что отказ того или иного игрока участвовать в СРО вовсе не говорит о некачественности его бензина. "Да, это элемент конкуренции на рынке", -- считает президент Нефтяного клуба О. Ашихмин. А заместитель начальника коммерческо-эксплуатационного управления холдинга "Фаэтон" А. Григоровский в свою очередь говорит: "Компании, которые не войдут в организацию, могут сами объяснить своим клиентам, почему они этого не сделали".
Кстати, сам "Фаэтон", по словам господина Григоровского, хоть и считает идею разумной и даже актуальной, но пока в СРО не спешит: "Мы хотим увидеть конкретные детали проекта, пока же он существует лишь в общем виде. Прежде всего мы хотели бы избежать ангажированности -- если в СРО будет играть ключевую роль только одна компания, то нам это неинтересно". А начальник отдела по надзору за взрывоопасными объектами и объектами химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Петербургу В. Смеречук полагает, что СРО могла бы помочь его ведомству в сборе необходимой информации, а заодно и заняться отстаиванием интересов своих участников, например в органах власти. "А с вопросом по поводу качества топлива ко мне и сегодня может любой прийти и потребовать провести проверку", -- утверждает господин Смеречук.

Коммерсантъ