Только для своих
Белоруссия получит беспошлинную нефть исключительно для внутреннего потребления
Вице-премьер Игорь Сечин рассказал журналистам, почему так долго длилось заседание Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии 10 декабря. Тогда президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин в Кремле более пяти часов переговаривались со своими белорусскими коллегами, но результаты переговоров так фактически и остались за закрытыми дверями.
"В последнее время в ряде СМИ появляются различные комментарии об энергетическом сотрудничестве между РФ и Белоруссией. Есть различные интерпретации, в том числе о том, что Россия в очередной раз проиграла", — сообщил Игорь Сечин журналистам в Санкт-Петербурге, где правительственная делегация во главе с Владимиром Путиным присутствовала при спуске на воду арктического челночного танкера "Кирилл Лавров".
2010 год станет важным для российско-белорусских отношений и проверит их на прочность. Как стало ясно из слов Сечина, в правительстве считают, что Россия в аспекте энергосотрудничества с Белоруссией по крайней мере не проиграла.
Для ликвидации серых схем
Наступающий год во многом изменяет условия российских поставок энергоносителей в Белоруссию. Во-первых, с 1 января заканчивает действовать понижающий коэффициент пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Кроме того, повышается стоимость газа для Белоруссии.
"В связи с этим в ходе Высшего госсовета, состоявшегося в Москве, российским руководством в первую очередь для обеспечения национальных интересов, но с учетом особых отношений с Белоруссией было сделано следующее предложение: нефть в объемах, необходимых для внутреннего потребления экономикой и гражданами, поставлять беспошлинно, всю остальную продукцию облагать стопроцентной пошлиной", — сообщил Игорь Сечин в минувшую пятницу.
По его словам, беспошлинные поставки ограничатся 6 млн тонн нефти, а весь остальной объем предполагается обложить стопроцентной пошлиной. При этом понижающий коэффициент на поставки (сейчас — 0,356) с 1 января 2010 года не будет применяться ни для одного из режимов.
Между тем, как сообщил "Газете" источник в правительстве, белорусская сторона настаивает на продлении действия понижающего коэффициента на весь объем поставляемой из России нефти. Однако в этом вопросе Россия стоит достаточно твердо на своих позициях, имея свою аргументацию.
Так, по нефтепроводу в Белоруссию поставляется около 21 млн тонн нефти в год, автомобильным и железнодорожным транспортом — 4—5 млн тонн, а также около 3 млн тонн нефтепродуктов. При этом, по данным Минэнерго, собственная добыча в стране составляет 1,5 млн тонн.
Куда идут объемы сверх 6 млн тонн, необходимых для внутреннего потребления, российскому правительству непонятно.
По словам Игоря Сечина, из-за этого серьезные потери несет российский бюджет и снижается конкурентоспособность российских нефтепереработчиков. "Появляется льготное направление, которого лишены отчасти российские производители. Тонна нефтепродуктов на заводах в Белоруссии на $8,5 выгоднее, чем тонна на российских нефтеперерабатывающих заводах", — заявил Сечин.
Также, по его словам, льготированное направление привлекает "создателей различных схем". "С использованием посредников, которые возникают вокруг таких серьезных событий, они наносят ущерб не только российскому бюджету, — сообщил вице-премьер. — Мы получили поручение президента о проведении переговоров, в январе — феврале должны будем решить все эти вопросы".
$625 млн за "Белтрансгаз"
Не останутся с Нового года неизменными и цены на газ для Белоруссии: они будут повышены. "Есть действующий контракт, и контрактные обязательства должны быть выполнены обеими сторонами", — заявил Игорь Сечин.
По его словам, компенсировать повышение цены белорусское правительство может при помощи последнего транша "Газпрома" на покупку 50-процентной доли в уставном капитале "Белтрансгаза". Транш составляет $626 млн и будет перечислен, по словам Се чина, в феврале 2010 года.
"У наших партнеров есть возможность распорядиться этим траншем, если есть необходимость компенсации потребителю; это в их силах и праве", — говорит вице-премьер.
Что же касается строительства второй ветки газопровода Ямал — Европа, которое предлагает белорусская сторона, то здесь Россия занимает выжидательную позицию. "В Европе — сокращение потребления российского газа. Если будет гарантированный сбыт, мы можем вернуться к рассмотрению этого вопроса", — говорит Сечин. Кроме того, по его словам, "Газпром" реализует политику диверсификации маршрутов.
Идет подготовка и к строительству первой в Белоруссии атомной электростанции. По словам вице-премьера, сейчас процесс идет в ритмичном ключе, идет обсуждение проектных решений, ценовых параметров. Основная проблема, по его словам, в том, что заказчик хочет получить проект дешевле. "Мы в свою очередь считаем, что за счет бизнес-проекта невозможно финансировать территориальное развитие. Также мы хотели бы координироваться по сбыту электроэнергии", — сказал Сечин.
Владимир Путин отправил "Кирилла Лаврова" в плавание
В Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях премьер-министр Владимир Путин присутствовал при спуске на воду арктического челночного танкера "Кирилл Лавров", второго из этой серии. Первый такой танкер, "Михаил Ульянов", в ближайшее время уже отправится к заказчику — "Совкомфлоту". Дедвейт танкеров — 70 тыс. тонн, это средние суда. Танкеры предназначены для работы при экстремально низких температурах в сложных условиях арктических шельфов. Они предназначены для круглогодичной доставки в Мурманск нефти с месторождения Приразломное, разработка которого начнется в 2010 году.
Можно ли назвать сотрудничество России и Белоруссии взаимовыгодным?
Алексей Мухин / гендиректор Центра политической информации
Да, но в определенных сегментах.
Тогда как в основном оно все-таки носит благотворительный характер со стороны России. Белоруссия умело маневрирует между нами и Евросоюзом, вынуждая нашу страну делать все большие и большие уступки. Тем не менее руководство России уже несколько лет сужает пространство, в котором может действовать Лукашенко.
Более того, здесь нам, можно сказать, помог финансовый кризис, который поставил белорусскую экономику на грань банкротства. Конечно, как раз с этим отчасти связано, что Лукашенко в последнее время серьезно "флиртует" с Европой и МВФ. Но присоединение к "Восточному партнерству" и так далее не дали ему тех преференций, на которые он рассчитывал. Европейцы потребовали взамен ровно того, чего хочет и Москва (прежде всего доступа к экономическим активам). Но если Москва готова при этом закрывать глаза на особенности политического режима Белоруссии, то Евросоюз на это не готов. Отсюда и некоторое потепление наших отношений, и подписание документов о Таможенном союзе.
Борис Шмелев / руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН
Проблема взаимовыгодности сотрудничества двух государств не может рассматриваться с чисто коммерческой точки зрения: это всегда более широкий комплекс вопросов. Если подходить к теме с подобных позиций, то наше сотрудничество с Белоруссией взаимовыгодное. Да, в экономическом плане мы идем на издержки, но получаем плюсы в геополитике (мы смогли избежать с Белоруссией той ситуации, которая сложилась в отношениях с Украиной). Мало того, мы ведь теперь являемся членами Таможенного союза. А при подписании соответствующих соглашений Лукашенко настаивал на том, чтобы Россия поставляла в Белоруссию нефть, не облагаемую пошлиной. Для белорусской стороны это важно, поскольку речь идет о снижении издержек. Кроме того, часть нефтепродуктов, которые перерабатываются из российской нефти, Белоруссия продает на мировых рынках. Правда, что белорусская сторона предложила взамен, пока сказать трудно.
Россия заинтересована, в частности, в том, чтобы она была допущена к приватизации крупных промышленных объектов в Белоруссии. Возможно, здесь Лукашенко пошел на какие-то уступки, хотя и относится к этому вопросу сдержанно. Кроме того, Россия, конечно, заинтересована и в налаживании интеграционных процессов на постсоветском пространстве (пусть пока и в рамках трех государств — участников Таможенного союза). Видимо, здесь Лукашенко ставил вопрос ребром: либо мы уступаем ему в вопросах энергопоставок, либо они в Таможенном союзе не участвуют. При этом брал ли на себя Лукашенко какие-то более широкие обязательства в связи со строительством так называемого Союзного государства, трудно сказать. Это государство во многом является неким мифом или "жар-птицей".
Константин Симонов / руководитель Фонда национальной энергетической безопасности
Существует некая философия, что мы поставляем Белоруссии дешевые энергоносители, беспошлинно принимаем их товары (те же "молочные войны" ведь не на пустом месте взялись), но, дескать, они ведь везут какие-то очень полезные вещи. Лукашенко говорит о том, что он мог бы все это пристроить на других рынках и мы должны с благодарностью воспринимать тот факт, что товары идут к нам. Однако в реальности, я думаю, Россия находится в серьезных минусах, так как то, что является гордостью белорусской экономики, едва ли найдет спрос в остальном мире (возьмите их пресловутые тракторы, телевизоры и так далее). При этом в политической области особых дивидендов тоже не видно: достаточно посмотреть на риторику Лукашенко, чтобы понять, что здесь не все так прекрасно.
То есть, хотя мы и говорим о прагматизации, пока ее особенно нет. Впрочем, надеюсь, что удастся добиться приватизации белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Безусловно, нужно переходить к получению собственности, так как отдавать деньги исключительно ради мифических целей славянского братства я особого смысла не вижу.
Евгений Минченко / директор Международного института политической экспертизы
Смотря что здесь оценивать. Если брать экономическую компоненту, то да, Белоруссия получает больше, чем Россия. Однако, как неоднократно заявлял тот же самый Лукашенко, подумайте, сколько стоят системы ПВО в Белоруссии, сколько стоит ее военно-политическая лояльность?
То есть если исходить из того, что экономическими преференциями мы расплачиваемся за военно-политические плюсы, тогда наши отношения взаимовыгодны.
Статья опубликована в издании "Газета", №240 от 21 декабря 2009
Gzt.Ru; 21.12.09