Тихоокеанские порты России лидируют по росту грузооборота
Портовыми администрациями подведены итоги грузовой работы морских портов России за январь-август 2010 года. Для всех бассейнов характерно увеличение грузооборота: он вырос на 8% в сравнении с тем же периодом-2009, превысив 350 миллионов тонн. Максимально вырос грузооборот по контейнерным грузам и минеральным удобрениям. Первый показатель отражает тенденцию роста транзитных перевозок через Россию, а это в основном грузы в контейнерах. Второй - увеличение производства и экспорта российских химических удобрений.
Но значительно вырос грузо оборот по импортным грузам - на 35,2%, в то время как рост по экспортным грузам - только на 8,1%. Портовая и таможенная статистика иллюстрирует такие показатели увеличением импорта промышленного оборудования, а также сельхозсырья и готового продовольствия.
Примечательно наращивание грузооборота порта Калининграда (на 17,3%). Железные дороги Литвы и Беларуси весной 2010 года договорились не повышать транзитные тарифы на калининградском направлении, а по ряду грузов тарифы снижены. Эти факторы позволили существенно увеличить грузооборот калининградского порта. В дальнейшем, по данным управлений Литовской и Белорусской железных дорог, не исключено снижение транзитных тарифов на российские грузы, следующие в направлении паромных переправ между Калининградом и соседними странами и в обратном направлении.
В Черноморско-Азовском бассейне лидерами по росту грузооборота стали порты Ростов (свыше 45%), Кавказ (26,6) и Азов (13,6%). Это связано как с развитием портовых мощностей Российского Приазовья и их большей востребованностью во внешней торговле РФ, так и с ростом перевозок по трансчерноморскому паромно-железнодорожному мосту "Кавказ (РФ)-Поти (Грузия)-Армения".
Но лидерами по росту грузо оборота стали дальневосточные порты - Восточный (почти вдвое) и сахалинские порты (в 1,7 раза). Беспрецедентный рост грузооборота портового комплекса Восточный и портов Сахалина, по оценкам Хабаровской краевой и Сахалинской областной администраций, связан в основном с быстрым ростом экспортных отгрузок сжиженного газа с Сахалина и нефти - с нового порта Козьмино (в составе комплекса Восточный). Эта тенденция сохранится. По мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, "не только нефть, но в перспективе и нефтепродукты с завода в Козьмино (вблизи этого порта запроектирован нефтеперерабатывающий завод. - Прим. ред.) будут поставляться на рынок Дальнего Востока, где есть традиционный дефицит топлива, а также в другие страны региона".
Российская газета; 05.10.10