01.10.19

Тигран Саркисян: «Скорость принятия решений – вызов для нашего Союза, в том числе в сфере реализации транзитного потенциала»

Актуальные вопросы развития транзитного потенциала обсудили на панельной сессии вице-премьеры стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян в рамках международного форума «Транзитный потенциал Евразийского континента». Мероприятие прошло 30 сентября в Ереване в центре креативных технологий «Тумо».

Форум открыл Премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян. Он подчеркнул, что в период председательства Армении в органах ЕАЭС приложены максимальные усилия для дальнейшего обеспечения положительной динамики евразийской интеграции. Придан дополнительный импульс экономическому росту и повышению благосостояния граждан стран Союза. Одним из основных приоритетов в интеграционном объединении является развитие и диверсификация транспортной инфраструктуры, которая обеспечит рост товарооборота внутри Союза, а также экспорт товаров на внешние рынки.

«Исторически Евразийский континент представляет собой мозаику торгово-экономических и культурных процессов, в которых немаловажную роль играла Армения, расположенная на перекрестке Востока и Запада, на Великом Шелковом пути», – сказал Премьер-министр Армении.

По мнению Никола Пашиняна, подписание торговых соглашений с Ираном, Вьетнамом, Китаем, Сингапуром, а также соглашений с Сербией, Египтом, Индией, Израилем позволит не только укрепить экономический потенциал Союза, обеспечить его полноценную интеграцию в мировую экономику, но и расширить географию транспортных коридоров и реализовать транзитный потенциал континента.

«Республика Армения готова приложить все усилия для обеспечения доступа к новым рынкам, необходимой инфраструктуре и логистике в контексте неминуемого увеличения грузовых и пассажирских потоков в ближайшем будущем, – заявил Никол Пашинян. – Армения также может стать региональным электроэнергетическим хабом, который объединит общий электроэнергетический рынок ЕАЭС и энергосистему Ирана».

Тигран Саркисян обратил внимание участников форума на то, что потенциал перевозок через Евразийский экономический союз реализуется не в полной мере. При этом он отметил, что у правительств стран ЕАЭС есть консенсус и понимание того, в каком направлении надо двигаться. «У нас есть огромный транзитный потенциал. Мы должны реализовать наши сравнительные преимущества на территории Союза, должны оцифровывать это пространство», – уверен Тигран Саркисян.

Председатель Коллегии ЕЭК уверен, что проблема слабой реализации потенциала – в скорости принятия решений и имплементации законодательства. По его словам, в Союзе назрела необходимость обсуждения вопроса совершенствования системы управления. «Наши дискуссии и принимаемые решения должны соответствовать масштабу и скорости перемен в мире. Необходимо в процессе реализации проектов иметь возможность вносить коррективы», – подчеркнул Тигран Саркисян.

Так произошло с вопросами цифровизации. В 2016 году Комиссия запустила цифровую повестку ЕАЭС, одобренную лидерами государств, несмотря на то, что Договором о ЕАЭС она не была предусмотрена. Но всем сейчас понятно, что «цифра» – это уже даже не будущее, это настоящее цивилизованного мира. И такое своевременное решение позволило экономике Союза развиваться в русле глобальных трендов.

«Скорость принятия решений – вызов для нашего Союза, в том числе в сфере реализации транзитного потенциала. Это означает углубление интеграции, чтобы наднациональный орган имел полномочия быстро принимать решения. Процедуры проведения согласованных политик следует постоянно совершенствовать», – отметил Тигран Саркисян.

По его мнению, в стратегии реализации транзитного потенциала лидирующие позиции займут те страны, которые смогут быстро принимать решения, строить новую современную инфраструктуру, скоростные дороги. И наднациональный орган должен этому помогать. Одно дело, когда отдельные правительства разрабатывают национальные программы, а потом их согласовывают, и другое дело, – когда есть Комиссия, которая может и должна способствовать увеличению скорости принятия решений.

Председатель Коллегии ЕЭК привел статистику. Стоимость транзита в ЕАЭС составляет порядка 30% в конечной стоимости товара. В Европейском союзе, в США – порядка 10%. «При такой системе управления мы не выдержим конкуренции. Да, мы будем наращивать грузопотоки, объемы будут расти, но старая система не позволит нам соответствовать самым высоким требованиям и набирать темпы глобальных изменений. Наш удельный вес в транзитных перевозках будет сокращаться», – сказал он.

Наднациональному органу необходимо дать полномочия принятия решений. Важной задачей евразийской интеграционной повестки должна стать оперативность приятия решений, их согласования и быстрота имплементации в союзные регулирующие акты. «Согласованные политики – это то, что зафиксировано нашим Договором о ЕАЭС. Необходима гармонизация законодательств, нормативных актов», – резюмировал Тигран Саркисян.

Примером, где удалось эффективно гармонизировать национальные нормативно-правовые акты, по его словам, является Таможенный кодекс Союза. Более 1000 замечаний поступило от бизнеса при разработке этого документа, 70% из них учтены в ТК ЕАЭС. В результате в несколько раз сократилось время на растаможку грузов. Однако бизнес-сообщество отмечает, что заложенные в Таможенном кодексе ЕАЭС продвинутые механизмы медленно имплементируются.

По мнению модератора панельной сессии, президента Делового совета ЕАЭС Виктора Христенко, среди приоритетов Союза, безусловно, – транзитный потенциал, расширение его возможностей, повышение доверия между государствами. Причем оно должно опираться на цифровую прослеживаемость товаров и транспортных средств, на элементы, которые дают надежное представление обо всех процессах, происходящих в ЕАЭС. Инфраструктурные стыки, транспортно-логистические структуры, по мнению Виктора Христенко, – очень значимые составляющие евразийских интеграционных процессов.

«Страны Союза смогут наиболее полно раскрыть свой транзитный потенциал, если эффективно реализуют внутрисоюзную транспортную политику, – подчеркнул Виктор Христенко. – Эффективно – это значит, понятно, прозрачно и безбарьерно».

Он считает, что одним из важнейших трендов современного мира, в том числе в вопросах транзита, является вопрос цифровой трансформации: «В значительной степени цифровая трансформация способна дать ответы на ряд вызовов – это контроль транзита, прослеживаемость товаров и транспортных средств. И инструменты для этого есть. Здесь необходимо жесткое проведение единого унифицированного подхода. Думаю, это позволит нам не только реализовать высокий транспортный потенциал внутри ЕАЭС, но и продемонстрировать его эффективность для партнеров за пределами Союза».

Вице-премьер-министр Республики Армения Мгер Григорян отметил, что «Армения – единственное государство Евразийского экономического союза, которое не имеет общих границ со странами ЕАЭС. Это требует дополнительных усилий для нас всех, с одной стороны. С другой стороны, для Союза – это возможность развивать международное сотрудничество с другими странами».

Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко убежден, что без транспортной составляющей и высоких скоростей по транзиту ЕАЭС не сможет занять достойное место в мировой торговле. «Поэтому мы расширяем и совершенствуем свою инфраструктуру, – сказал он. – Для нас в рамках ЕАЭС очень важны международные автомобильные перевозки. Мы давно наметили, и президенты утвердили соответствующие планы. К сожалению, здесь мы пока притормаживаем и не решили вопрос каботажных перевозок, что создает дополнительные трудности».

Игорь Петришенко подчеркнул важность цифровизации транзитной составляющей во всех видах транспорта: «В железнодорожном уже есть определенные подвижки. В первую очередь это цифровизация оформления документов, признание и использование электронной подписи. Важнейшая составляющая – авиационная. Надо активизировать работу в этом направлении».

Первый заместитель Премьер-министра – министр финансов Республики Казахстан Алихан Смаилов заявил, что за последнее десятилетие в Казахстане в транспортную ифраструктуру инвестировано более 30 млрд долларов. «На территории Казахстана мы создали 11 международных маршрутов – пять железнодорожных, шесть автомобильных, – отметил Алихан Смаилов. – Ежегодно удваивается количество транзитно-контейнерных грузоперевозок. В текущем году мы планируем заработать 2,5 млрд долларов, в следующем году эта цифра увеличится еще на 30 %».

Но, по его мнению, результаты каждой страны Союза могут быть еще лучше. Для этого нужно ускорять прохождение таможенной границы, упрощать процедуры. Следует пользоваться системой управления рисками, чтобы меньше останавливать товары на границе.

Как отметил первый заместитель Премьер-министра – министр финансов Республики Казахстан, пока недостаточна координация по созданию общих логистических коридоров ЕАЭС. В этой связи он предложил Евразийской экономической комиссии проработать вопрос оцифровки транспортной инфраструктуры ЕАЭС и усилить общую координацию. «Еще нужно расширить диалог с нашими партнерами, прежде всего из Азиатско-Тихоокеанского региона и Европейского союза. В целом нам необходимо добиваться снижения транспортной составляющей и того, чтобы наши транспортные коридоры стали еще более привлекательными для наших партнеров», – резюмировал Алихан Смаилов.

Вице-премьер-министр Кыргызской Республики Жениш Разаков подчеркнул, что Кыргызстан активно участвует во всех интеграционных проектах ЕАЭС, в частности, в развитии автомобильных перевозок. Международный обмен товарами, услугами в республике, включая использование транзитных механизмов, стимулируется все активнее. «На сегодняшний день контрольно-пропускные пункты Кыргызстана на внешнем контуре Союза оснащены соответствующей инфраструктурой, эксплуатационно-досмотровыми комплексами, всем необходимым, что позволяет в ускоренном режиме проверять товары и пропускать их через внешние границы».

Жениш Разаков в качестве конкурентных преимуществ Кыргызской Республики выделил выгодное географическое расположение, постоянный рост через страну грузопотоков, прямой доступ к рынкам стран ЕАЭС, благоприятный инвестиционный климат в стране. Он также заявил, что вопрос транзита для Кыргызстана очень важен и республика будет продвигать все начинания Союза в этой сфере.

Первый заместитель Председателя правительства Российской Федерации – министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов выразил мнение, что успех экономик стран Союза во многом будет зависеть от организации логистических и транспортных коридоров.

«Мы – немаленькая по объему экономика, если брать ЕАЭС в целом, и, безусловно, нам внутри надо иметь абсолютно отлаженную, эффективно работающую транспортную систему во всех видах», – отметил заместитель Председателя правительства Российской Федерации. – Говоря же о России, нужно иметь в виду, что с учетом масштаба ее территории без нее не может быть серьезных транзитных процессов. Ее масштабы заставляют принимать в сфере транзита особые решения и требуют особых усилий правительства».

В заключение Антон Силуанов подчеркнул: «Транспортные услуги – важнейший элемент ВВП любого государства. Можно не иметь большой промышленности, но иметь хорошую транспортную логистику, и это будет приносить большой доход государству. Очевидно, что, если мы хотим, чтобы бизнес эффективно работал, Союзу нужна безбарьерная среда без ограничений, в которой обеспечена прослеживаемость грузов».

Евразийская экономическая комиссия