12.02.08

Терминалов в избытке не будет

Известно, что имеющийся дефицит объектов терминально-складской инфраструктуры среднего и высокого класса сдерживает создание системы, обеспечивающей процесс доставки грузов по принципу «от двери до двери» и «точно в срок». О том, как складывается ситуация с терминалами на сети Российских железных дорог, в частности, какое место занимают проекты ОАО «РЖД», мы беседуем с директором Института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта ГипротрансТЭИ, д.т.н. Федором Пехтеревым.

– Федор Степанович, с Вашей точки зрения, насколько активно в настоящее время на полигоне Российских железных дорог строятся объекты терминально-складской инфраструктуры? Можно ли сказать, что этот процесс приобрел массовый характер?

– Действительно, строительство терминалов приобрело сегодня массовый характер. Строят как отечественные, так и иностранные предприниматели, которым просто необходимо организовать беспрепятственное продвижение товара, его хранение и обработку. Они понимают, что, построив логистическую цепь поставок товара и используя современные информационные технологии, уже сейчас можно успешно конкурировать в борьбе за потребителя. Но, к сожалению, эта массовость сопровождается стихийным фактором, который во многом приводит к отсутствию координации между участниками транспортного рынка.

– Какие еще проблемы, сопровождающие этот процесс, Вы бы отметили? В частности, с какими сложностями приходится сталкиваться компаниям, строящим собственные терминальные комплексы?

– На данный момент основными проблемами являются закрытость и непрозрачность земельного рынка, дефицит участков, обеспеченных соответствующей инфраструктурой, нескоординированность как между видами транспорта, так и с клиентами при организации мультимодальных и смешанных перевозок грузов, а также слабая нормативно-правовая база. Кроме того, в России нет производителей высококлассного складского оборудования и квалифицированных кадров для работы с ним.

– Какие шаги в сфере терминально-логистических услуг предпринимает ОАО «РЖД»?

– Разработана Концепция развития терминально-складской деятельности ОАО «РЖД», которая реализуется через инвестиционную программу компании. В качестве пилотных выбраны проекты в Северо-Западном, Центральном и Уральском регионах. Так, на станциях Шушары и Ручьи (ОЖД), Белый Раст (МЖД), Гипсовая (СвЖД) будут созданы терминально-логистические центры (ТЛЦ), включающие контейнерные площадки и склады суммарной мощностью переработки до 500 тыс. TEU в год. В целом программой предусмотрено создание опорной сети из 35–40 ТЛЦ в ключевых центрах страны – в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Иркутске и т.д. Предполагается, что это позволит предложить клиентам новый уровень и качество логистических, терминально-складских услуг.

– Какие из уже построенных объектов или только планируемых к строительству Вы выделили бы особенно?

– Хотелось бы отметить проект строительства терминально-складского комплекса площадью 500 тыс. кв. м в районе железнодорожной станции Белый Раст Дмитровского района Московской области, целью которого будет распределение грузопотоков торговых операторов, следующих транзитом через Москву. Предполагается, что он будет оборудован складскими помещениями класса А и В+, снабжен подъездными железнодорожными путями. В задачи комплекса будут входить обслуживание импорта/экспорта, оказание складских, таможенно-брокерских услуг, а также оптимизация товаропотоков.

Предусматривается, что на терминале будет оказываться следующий сервис: загрузка и разгрузка контейнеров, складирование, ремонт, хранение порожних контейнеров, формирование партий грузов, занимающих место менее объема одного контейнера, упаковка, маркировка, хранение грузов на складах, в том числе таможенных и СВХ, а также услуги по консолидации и распределению товаров через склад ответственного хранения. Ожидается, что благодаря взаимодействию основных операций, совершаемых на терминале, и используемых дополнительных услуг будет достигнут значительный синергический эффект.

– Вследствие такого бурного роста рынка складской и терминальной недвижимости не может ли получиться так, что уже в ближайшее время число терминалов станет избыточным?

– Нет, не получится. Будет наблюдаться тенденция укрупнения терминалов в терминально-логистические центры с созданием инфраструктуры международного и межрегионального значения. Однако необходимым условием функционирования таких ТЛЦ является возможность участия в процессе формирования единого технологического и информационного пространства всех видов транспорта, крупных грузовладельцев.

Учитывая нынешний острый дефицит терминально-логистических центров, работы по их развитию и совершенствованию хватит на долгий срок.

rzd-partner.ru 12.02.08