31.08.09

Терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» будет управлять специально созданная дирекция

Такое решение было принято на правлении компании, состоявшемся в конце прошлой недели.

«Эффективное использование имеющихся складских активов может приносить компании существенные доходы», – подчеркнул, выступая на правлении, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Создание дирекции – первый шаг в реформировании терминально-складского комплекса (ТСК) РЖД. На первом этапе преобразования Дирекция по управлению ТСК будет работать как филиал компании, созданный на базе 17 существующих дорожных дирекций, находящихся в ведении железных дорог. Они управляют ТСК общей площадью 5,6 млн кв. м (86% этих активов составляют склады под открытым небом).

Как подчеркнул старший вице-президент компании Борис Лапидус, работа дирекции именно как филиала позволит решить ряд важных задач: обеспечить интеграцию предприятий комплекса, внедрить единые стандарты оказания терминально-складских услуг и т.д. Таким образом, новая дирекция должна создать и отработать единый механизм управления логистическими объектами на всей сети РЖД. В дальнейшем же, когда бизнес ТСК будет выделяться в дочернюю компанию, это облегчит передачу имущества ОАО «РЖД» на баланс «дочки» (или «дочек»).

По данным инвестиционно-консалтинговой компании «Агентство прямых инвестиций» (выступила консультантом ОАО «РЖД» при создании дирекции ТСК), площадь всех российских терминально-складских комплексов общего пользования без учёта промышленных складских помещений составляет 17 млн кв. м. Таким образом, удельный вес ОАО «РЖД» на рынке ТСК составляет около 27%, что, по мнению специалистов, даёт компании возможность стать крупным игроком федерального уровня в сфере логистики. Статус федеральной компании облегчит привлечение крупных инвесторов для дальнейшего развития терминально-складского бизнеса компании.

Однако пока мощности, которые достанутся новой дирекции, находятся в плачевном состоянии. И это является серьёзным препятствием для завоевания рынка. По словам начальника департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД» Александра Казанцева, почти 95% объектов ТСК компании не используются или находятся в неудовлетворительном состоянии. Износ недвижимого имущества достигает 50%, транспортных средств – 70%.

Кроме того, лишь 5% логистических активов ОАО «РЖД» являются складскими помещениями класса B (капитальные здания, расположенные на охраняемой территории, с системой пожаротушения, пандусом для разгрузки автотранспорта, офисами). Остальные 95% ТСК компании относятся к классам C и D (C – капитальное производственное помещение или утеплённый ангар, D – подвальные помещения, неотапливаемые ангары).

На рынке востребованы склады класса B и A. Последние – складские здания, построенные по современным технологиям и оснащённые новейшим оборудованием, например, регулирующим температурный режим. Таких мощностей в активе ОАО «РЖД» пока нет.

«Всё это ослабляет позиции компании на рынке», – говорит Александр Казанцев.

Одним из барьеров, препятствующих развитию ТСК, до сих пор являлась недостаточная оперативность при принятии решений. Этот барьер, полагают в ОАО «РЖД», будет устранён после создания дирекции.

Но даже в такой ситуации в прошлом году прибыль от логистической деятельности ОАО «РЖД» составила 2,3 млрд руб. Вместе с тем, по оценке экспертов «Росбизнесконсалтинга», выручка российских компаний от экспедирования, складских и управленческих услуг за вычетом расходов на транспортировку грузов составила около $1,6 –1,8 млрд.

«Чтобы вывести на приличный уровень хотя бы те объекты, которые сегодня пользуются спросом, и увеличить поступающие доходы, необходимо 20–30 млрд руб. инвестиций», – отмечает Александр Казанцев. За последние два года в развитие торгово-складского комплекса ОАО «РЖД» было вложено 2,5 млрд руб.

Среднюю рентабельность бизнеса данного сегмента в России в ОАО «РЖД» оценивают в 14–20%.

В компании пока нет единого решения по дальнейшему реформированию логистического бизнеса. Сейчас обсуждается несколько вариантов. Один из них – создание вслед за дирекцией в форме филиала одной дочерней компании, консолидирующей все профильные активы (по аналогии с Федеральной пассажирской компанией). Второй путь подразумевает создание на сети российских железных дорог нескольких независимых «дочек» (которые тем не менее должны быть увязаны в единый технологический комплекс).

Третий вариант – создание управляющей компании, которая будет контролировать логистические «дочки» на каждой железной дороге.

Директор департамента управленческого консультирования «Агентства прямых инвестиций» Марина Никифорова считает, что в итоге должна быть создана одна компания, которая централизованно будет управлять всеми объектами. «Это позволит избежать разрозненности, которая сейчас наблюдается в деятельности существующих дирекций», – полагает эксперт.

В свою очередь, заместитель генерального директора ОАО «ТрансКонтейнер» Павел Чичагов, выступая на правлении, заявил, что такой подход слишком прямолинеен. «Создание единой дочерней компании приведёт к смешению в рамках одной бизнес-единицы совершенно разных видов деятельности», – сказал он.

По его мнению, многие из видов деятельности ТСК (например, хранение грузов или промывка вагонов) относятся к разным секторам рынка и требуют разных маркетинговых стратегий. «Нужно попытаться отделить сервисные услуги, которые дирекция оказывает железнодорожным операторам, от тех, которые можно продавать на рынке. К последним, например, относятся обработка штучных грузов, складские услуги», – считает Павел Чичагов.

Участники логистического рынка неоднозначно оценивают позиции и возможности ОАО «РЖД» в сфере услуг ТСК. «Рынку сейчас в первую очередь нужны крупные площадки в индустриальных центрах, а активы ОАО «РЖД» по отдельности невелики (каждая площадка сама по себе уступает современному мультимодальному комплексу. – Ред.)», – говорит президент Евро-Азиатской логистической ассоциации Николай Титюхин.

«С технологической точки зрения у ОАО «РЖД» есть важное преимущество – подключённость объектов к своей же сети», – считает директор департамента корпоративных коммуникаций транспортной группы Fesco Станислав Вартанян. Но успех развития ТСК, по мнению эксперта, будет зависеть от выбора для развития тех объектов, которые находятся в крупных центрах дистрибуции или потребления.

Гудок; 31.08.09