Тарифный спор
Арбитраж удовлетворил иск “Павы” к железнодорожникам на 800 000 руб.
Агропромышленная компания “Пава” сумела доказать в арбитраже, что Западно-Сибирская железная дорога (ЗСЖД) намеренно завышает плату за аренду вагонов и хранение грузов. В ЗСЖД претензий не признают и готовятся обжаловать решение суда.
Агропромышленной компанией (АПК) “Пава” владеют Павел и Андрей Игошины (отец и сын). В 2005 г. компания произвела более 230 000 т муки. Выручка по РСБУ — 1,69 млрд руб. По собственным оценкам “Павы”, она замыкает пятерку лидеров российского рынка с долей 2,6%.
Арбитражный суд Новосибирской области удовлетворил иск АПК “Пава” к ЗСЖД на 800 000 руб., сообщил “Ведомостям” вице-президент “Павы” Сергей Столбов. По его словам, ЗСЖД с января по август 2006 г. взимала денежные средства сверх тарифов за пользование вагонами, хранение грузов и закрытие процедуры доставки. В ЗСЖД решили, что грузоотправители должны оплачивать дополнительные услуги, которые они не заказывали, или те, что уже входят в состав оплаченных тарифов и сборов, поясняет Столбов, и списывали деньги с сумм, которые были перечислены авансом за перевозку грузов.
Общую сумму ущерба Столбов оценивает более чем в 2 млн руб. Топ-менеджер “Павы”, просивший об анонимности, пояснил, что сумма претензий сложилась из стоимости оформления различной документации, которая изначально входит в стоимость перевозки груза. Еще одно заседание по иску “Павы” на 1,2 млн руб. пройдет 26 апреля в новосибирском арбитраже.
В ЗСЖД с претензиями “Павы” не согласны и будут обжаловать решение суда, отмечают в пресс-службе. Железнодорожники считают, что алтайская компания пытается уклониться от возмещения расходов, которые несет РЖД по завершении процедуры внутреннего таможенного транзита. По данным пресс-службы ЗСЖД, 2 млн руб., которые требует “Пава”, — это расходы РЖД, возникшие по инициативе надзорных органов: за время нахождения вагонов с их грузом в зоне таможенного контроля в ожидании оформления на станции Ребриха (Алтайский край), уборку, разгрузку-загрузку вагонов и выдачу санитарных паспортов. Согласно ст. 22 ФЗ “Устав железнодорожного транспорта РФ” расходы перевозчиков возмещаются за счет грузоотправителей либо грузополучателей.
“Пава” спорит с РЖД не впервые. В 2005 г. на участке железной дороги Кулунда — Новоугловское Алтайское отделение железной дороги в 7,5 раза повысило тарифы, мотивируя это убыточностью. Осенью 2006 г. президиум Высшего арбитражного суда вынес решение о неправомерности действий РЖД. Сейчас в компании рассматривают возможность предъявления иска о возмещении убытков.
Юрист новосибирской областной коллегии адвокатов “Ювэд” Марина Антонова полагает, что “Пава” могла воспользоваться несовершенством договора с ЗСЖД. “Если РЖД действительно списывала средства за расходы на надзорные органы, то эти расходы нужно доказать, что не всегда выполнимо. Либо ЗСЖД за счет "Павы" компенсировала таможне штраф за простой груза, не прописанный в договоре”, — рассуждает она. По ее мнению, шансы оспорить решение суда у РЖД остались.
Ведомости – Новосибирск; 19.04.07