25.01.07

Тариф, логистика и неразбериха

Расширять парк подвижного состава, усиливать инфраструктуру и совершенствовать взаимодействие на уровне планирования грузопотоков таковы сегодня, как стало известно из проведенного корреспондентами журнала "РЖД-Партнер" опроса, основные пожелания крупных предприятий-грузовладельцев к ОАО "Российские железные дороги".

Представителям грузовладельцев из различных отраслей народного хозяйства было предложено ответить на следующие вопросы: какие проблемы они испытывают в работе с "РЖД"? Считают ли обоснованным уровень железнодорожных тарифов? Предпочитают работать напрямую с "РЖД" или частными экспедиторами? Ответы довольно любопытны, хотя, впрочем, сенсаций и не содержат.

Коммерческий директор ОАО "Северсталь" Игорь Нечаев говорит, что "порядка 30% сырья и 80% готовой продукции перевозится операторскими и экспедиторскими компаниями. Проводить качественные сравнения между услугами ОАО "РЖД" и операторских компаний нецелесообразно, так как при любом собственнике подвижного состава услуги по перевозке груза все равно оказывает ОАО "РЖД". Остальные компании предпочитают, в основном, не прибегать к услугам посредников. "Работа с экспедиторами приводит к увеличению транспортных расходов минимум на 10-15%", -- отмечает Александр Яхенко, начальник отдела логистики ОАО "Целлюлозно-бумажный комбинат "КАМА".

Уровень железнодорожных тарифов, наверное, самый важный для грузовладельцев вопрос, едва ли можно считать обоснованным таково, в целом, общее мнение опрошенных представителей предприятий. И. Нечаев, отмечает, что "уровень железнодорожных тарифов на перевозки готовой продукции нашего предприятия считаем завышенными. По нашему мнению, этот уровень определяют две причины: существующий в тарифной политике принцип перекрестного субсидирования, а, кроме того, высокие тарифы, применяемые по третьему разделу Прейскуранта 10-01". У генерального директора ООО "Газпромтранс" другая проблема: "в настоящий момент нет единого подхода по взиманию сбора за разрешение на отгрузку ранее согласованного срока. На каждом филиале ОАО "РЖД" имеются свои расценки на данный вид услуг, которые могут различаться в разы. "Газпромтранс" обратился в ЦФТО ОАО "РЖД" с предложением по унификации расценок, и в данный момент эта работа активно ведется".

Если говорить в общем, то проблемы, беспокоящие грузовладельцев, можно свести к сфере планирования, а также качеству подвижного состава, подаваемого под погрузку. А. Яхенко с "КАМ" сетует на "недостаточное обеспечение крытыми вагонами парка СНГ, находящимися в коммерчески пригодном состоянии". Владимир Николаев, начальник отдела перевозок ЗАО "Северо-Западная лесопромышленная компания", говорит о том, что "в отношениях с железной дорогой остается вопрос своевременной подачи подвижного состава под погрузку. Вагоны приходят или раньше, или позже или вообще непригодны под погрузку". Он же добавляет, что "отгрузка диктуется спросом и требованиями покупателей, поэтому мы можем спрогнозировать только примерный общий объем и соответственно, примерное общее количество вагонов, которое нам потребуется. Четко определить дороги и станции назначения с точным объемом в рамках планов-заявок ГУ-12 за две-три недели до отгрузки удается только в пределах 30%. Остальной объем отгрузки производится либо в рамках дополнительного планирования, либо отменяется".

Несколько особняком для нашего опроса стоит проблема "Газпромтранса" в расчетах с РЖД, но, возможно, она является характерной для рынка. "Сейчас на каждой железной дороге имеется свой лицевой счет, что приводит к необходимости ежедневного отслеживания наличия денежных средств на большом количестве лицевых счетов, - говорит В.Тюрин. В планах на 2007 год нами совместно с ЦФТО ОАО "РЖД" поставлена задача реализовать перевод "Газпромтранса" на единый лицевой счет по внутрироссийским перевозкам".

В заключение отметим, что ни одна из обозначенных проблем не является неразрешимой. Более того, они все они в той или иной степени уже решаются. Импульс оптимизации планирования и взаиморасчетов был придан созданием специализированных дочерних структур ОАО "РЖД", которым ради выживания в конкурентной борьбе просто ничего не остается, кроме как находить с клиентом общий язык. Тарифообразование находится в стадии реформирования, и первые результаты уже есть частичное субсидирование затрат "РЖД" на пассажирские перевозки снимет часть нагрузки с грузового тарифа. А инвестиции в подвижной состав, что приведет к обновлению парка, должны вырасти в результате создания "Грузовой компании".

"РЖД-ПАРТНЕР"; 25.01.07