Таможню заведут за бюджетный камень
Правительство снизит фискальное давление на бизнес
Вчера на заседании бюджетной комиссии были одобрены основные направления таможенно-тарифной политики до 2011 года. В документе, подготовленном Минэкономразвития, провозглашается курс на снижение фискального давления на бизнес.
В ведомстве Эльвиры Набиуллиной считают целесообразным отменить большую часть пошлин в 5%. Замминистра Андрей Белоусов вчера сосчитал, что 30% товарной номенклатуры облагается именно по этой ставке. Погоды в битве за сбор доходов в федеральный бюджет эти 5% не делают, а вот бизнесу жизнь значительно осложняют.
Таможня как стимулятор
"Ключевое нововведение: у нас таможенно-тарифная политика перестала быть изолированной от социально-экономической стратегии" - так охарактеризовал документ, одобренный бюджетной комиссией (ее возглавляет премьер-министр Виктор Зубков), Андрей Белоусов. Он выделил четыре блока задач, на решение которых и будут направлены действия правительства в таможенной сфере.Первый блок - привлечение инвестиций - предполагает эскалацию тарифов по принципу "минимальная ввозная пошлина на сырье и максимальная - на готовую продукцию". Впрочем, Белоусов обещает не только не повышать пошлины на продукцию, не производимую в России, но и снизить ставки пошлин по некоторым группам товаров, а в отношении импорта проводить антидемпинговые расследования и защищать отечественных производителей от конкуренции. Неизвестно, пойдет ли им это на пользу, но, как заявил вчера Белоусов, уже сейчас фактически вопрос введения заградительных пошлин находится в компетенции бизнеса; именно после консультации с бизнес-сообществом МЭРТ принимает решение о защите рынка или, наоборот, открытии его для некоторых товаров, в первую очередь сырьевых.
Второй блок задач - развитие таможенной инфраструктуры и приграничного сотрудничества. Третий - регулирование рынков с целью защиты от инфляции. Фактически антиинфляционное таможенное регулирование уже активно используется правительством. В будущем, напоминает Андрей Белоусов, выработка таможенно-тарифной политики МЭРТом перестанет быть актуальной: будет создан Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и именно он возьмет на себя эти функции. Пока же ведомство собирается вести кропотливую работу по унификации тарифов с требованиями, которые определяются все новыми и новыми подписываемыми договорами ЕврАзЭС.
Минфин как дестимулятор
В этот четверг основные направления таможенно-тарифной политики рассмотрит правительство. Вчера Минфин и МЭРТ не смогли договориться по вопросу возврата НДС при экспорте товаров, произведенных на таможенной территории России из временно ввезенного сырья. МЭРТ предложил приравнять к экспорту товары, при производстве которых сырье лишь временно ввозится на территорию России, чтобы потом отправиться обратно за границу, но уже в виде готовой продукции с добавленной стоимостью. Вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин вчера выступил против обнуления НДС при таких схемах, а также против того, чтобы в принципе обсуждать эту проблему в рамках таможенно-тарифной политики правительства. По его мнению, возврат НДС при экспорте - вопрос налоговой политики. Она в этом году обсуждается отдельно от таможенной (обычно два документа принимаются правительством в одно время) из-за налоговых инициатив Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Чиновники в настоящее время обсчитывают все возможности снижения налогов, в первую очередь НДС, и только к марту представят результат своего труда в правительство.
КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ТАМОЖЕННУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ИНФЛЯЦИИ?
МИХАИЛ ДЕЛЯГИН / директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук, профессор:
- Безусловно, в уровень цен тарифы вносят свой вклад. Но они не повышаются и, соответственно, не способствуют ускорению инфляции. Единственное исключение - это экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, которые зависят от мировой цены. Но экспортная пошлина устроена так, что просто съедает основную часть от повышения мировых цен. Да, в уровне цен есть эта составляющая, но она мала. Она есть и в повышении цен (скажем, в бензине), но тоже мала. У нас часто говорят, что российский производитель плохой, к тому же - монополист, а мы привезем хороший импорт и решим все проблемы; а если при этом сдохнет монополист, то тем хуже для него. Эта точка зрения неправильна. Потому что для того, чтобы купить самый дешевый импорт, мы сначала должны где-то работать. А работаем мы в конечном счете на этих самых «плохих» монополистов. Если будет самый хороший и самый дешевый импорт, но в стране не останется рабочих мест, то нам его даже по сверхнизким ценам просто не на что будет покупать. Этого не понимают как лоббисты присоединения к ВТО, так и лоббисты снижения пошлин на импорт.
СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ / научный руководитель Национального института развития, доктор экономических наук, профессор:
- Думаю, никакого серьезного влияния таможенно-тарифная политика на инфляцию не оказывает, поскольку эти тарифы достаточно стабильны и их изменения происходят редко. Импорт в основном идет по серым схемам и соответствует не установленным тарифам, а тому, как договорятся импортеры и таможенники. За исключением одной попытки правительства при помощи снижения тарифов на импортные продукты питания и увеличения экспортных тарифов на зерно сбить цены на продовольствие, других попыток не предпринималось. Что касается эффективности этой меры, ее пока рано оценивать. Но, несомненно, есть положительное влияние таможенных тарифов на экспорт нефти и газа - именно на внутренние цены. Если бы не было экспортных пошлин на нефть и газ, мы бы имели запредельные цены на эти виды сырья. Я был автором экспортных пошлин. Их вводили как регулятор, с одной стороны, внутренних цен, которые после открытия нашей экономики стали ориентироваться на мировые, с другой - это был способ изъятия природной ренты.
ИРИНА ХАКАМАДА / бывший министр по делам малого бизнеса:
- У нас официальная инфляция - 10-12%, тарифы занимают не меньше половины. Если вы постоянно сидите на импортном сырье и вам нужно быстро обновлять оборудование, потому что оно тоже импортное, тогда и доля инфляции большая.
Gzt.Ru; 19.02.08