21.12.06

Таможня закрывает транзит

Новые правила оформления грузовых таможенных деклараций по транзиту, которые Федеральная таможенная служба (ФТС) намерена ввести со следующего года, могут резко сократить объемы перевозок. Железнодорожники и стивидоры опасаются критических для транзитных грузов последствий.

На итоговом заседании правления ОАО РЖД , о котором Гудок подробно рассказывал 19 и 20 декабря, руководитель ФТС Андрей Бельянинов напомнил, что с 1 января 2007 года отменяется инструкция таможенной службы 973 по заполнению транзитной декларации при внутреннем таможенном транзите и при транзите через территорию РФ. Также отмене подлежит инструкция 915 по заполнению грузовой таможенной декларации по экспорту и импорту. Вместо них согласно приказу ФТС 762 появляется единый административный документ, соответствующий европейским нормам. В результате компаниям нужно будет заполнить всего один бланк и по нему провозить транзитные и экспортно-импортные грузы. В целом новый регламент оформления документов должен значительно ускорить процедуру оформления грузов.

Однако на Дальнем Востоке это решение ФТС вызвало панику.

Начальник таможенного пункта Морской порт Восточный в Находке Валерий Петров внезапно направил письма начальникам станций Дальневосточной железной дороги. В них он уведомляет, что теперь невозможно осуществлять предварительное электронное таможенное оформление в таможенных пунктах. Отметим, что сейчас в портах Находка, Восточный и Владивосток электронное таможенное оформление экспортных и импортных грузов производится заранее (от 1 до 20 суток до погрузки контейнера в вагон). В электронную форму вносятся все данные контейнера и груза. Номер платформы не вносится.

Первый заместитель начальника Дальневосточной железной дороги Алексей Гладилин направил телеграмму в ОАО РЖД . Он пишет, что требование указывать номер вагона сразу в момент оформления декларации приведет к скоплению вагонов с импортным и транзитным грузом на фронтах погрузки вагонов . Во-первых, вагонам придется ждать контейнеры соответствующих номеров, а контейнерам вагоны. Во-вторых, усложняется работа крановщиков, которым придется искать нужный вагон. В случае же его ошибки на ОАО РЖД как перевозчика будут наложены санкции.

Заместитель начальника отдела организации и функционирования складов временного хранения и железнодорожных пограничных переходов управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО РЖД Александр Межонов сообщил Гудку , что в новом году затруднения в связи с принятием ФТС единого административного документа могут возникнуть в порту Восточный. Дело в том, что именно в Восточном в качестве эксперимента таможенники давно установили компьютерную систему по оформлению электронных деклараций на контейнеры ПЭТО-Транзит . Эта система предусматривает, что в декларацию заранее заносятся все данные контейнера, груза, но не проставляется номер платформы. Он, в свою очередь, вносится тогда, когда контейнер уже устанавливается на платформу. Эксперимент удался. Сложность в том, что таможенники, портовики Восточного и железнодорожники в этом году вовремя не сориентировали друг друга. И в программу ПЭТО-Транзит нужно внести изменения в связи с принятием единого таможенного документа. Теперь на это уйдет несколько месяцев. Мало того, программные изменения нужно будет утвердить в вычислительном центре дальневосточной таможни. Это опять потребует времени. Кроме того, внесение в декларацию сразу номера контейнера и номера платформы может усложнить работу железнодорожников еще одной проблемой. Из портов среднетоннажные контейнеры, адресованные разным грузополучателям, могут идти по несколько штук на одной платформе. На сортировочных станциях контейнеры перегружаются на другие платформы и следуют до пункта назначения. По словам Александра Межонова, в связи с новыми таможенными правилами потребуются изменения в декларациях. Каким образом будет проходить это переоформление, пока не ясно.

Дальневосточное таможенное управление, администрация Приморского края и представители ОАО Трансконтейнер провели совещание, на котором пришли к выводу, что с 1 января в Приморском крае работа может быть парализована. ФТС своевременно не предупредила Дальневосточное таможенное управление о новом порядке оформления таможенных документов.

Дальневосточники направили письмо в ФТС с просьбой предоставить им три месяца на подготовку , сообщил Гудку генеральный директор ОАО Трансконтейнер Петр Баскаков. По его словам, несогласованность между ФТС и таможенниками происходит не впервые.

Специалисты Трансконтейнера столкнулись с этим и при организации поездки демонстрационного поезда Находка Шушары. Чтобы не сорвать мероприятие, нам пришлось на месте привлекать специалистов и в течение двух суток заниматься никому не нужными дополнительными оформлениями , сообщил Петр Баскаков. Ни о каком последовательном развитии транзита в таких условиях не может быть и речи , добавил он.

Первый заместитель генерального секретаря Координационного совета по транссибирским перевозкам Борис Луков обращает внимание на то, что спешное внедрение приказа ФТС на руку конкурентам РЖД морякам. ФТС работает совместно с РЖД над увеличением транзитного потенциала Транссиба, но торопиться нельзя. Надо ждать до тех пор, пока новая технология оформления документов на таможне будет окончательно отработана , считает он.

Примечательно, что заместитель директора контейнерного терминала ОАО Новорослеспорт (входит в состав ОАО Новороссийский морской торговый порт (НМТП) Ирина Мотовилова сказала Гудку , что вообще впервые слышит о введении единого таможенного документа на передвижение контейнеров. По ее словам, если такой документ поступит в конце декабря, а его действие начнется с 1 января, то в НМТП также сложится критическая ситуация и отправка контейнеров на экспорт заблокируется.

Гудок gudok.ru 21.12.06