29.11.16

Таможня справится с трафиком почтовых отправлений

От инфраструктуры любого ведомства напрямую зависит, насколько эффективно оно выполняет задачи, поставленные государством. Какие экономические факторы выявляют потенциал таможенной инфраструктуры, позволяют адаптировать ее с учетом изменяющихся условий? И как это влияет на экономические показатели? Об этом "РГ" беседует с начальником Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрием Жуковым.

Дмитрий Борисович, в последние годы динамично развиваются особые экономические зоны и территории опережающего развития (ТОР). Какие импульсы для привлечения в них инвестиций создает таможня?

Дмитрий Жуков: На территориях Особых экономических зон и приравненных к ним территориях (ТОРы, свободный порт Владивосток) применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Предусмотренные законодательством таможенные и налоговые льготы для резидентов повышают предпринимательскую активность, инвестиционную привлекательность региона.

Одним из элементов обеспечения таможенного законодательства в Особых экономических зонах является оборудование и обустройство их территорий объектами таможенной инфраструктуры для проведения таможенного контроля.

Практика показала, что создание инфраструктуры на территории ОЭЗ, в том числе и таможенной, может проходить в течение 3-8 лет. Этот срок обусловлен длительными подготовительными работами. На начальном этапе разрабатывается проект планировки территории, согласовываются схемы размещения различных объектов, формируется техническое задание на проектирование и оснащение объектов, согласовывается проектная документация, затем объекты строятся.

Сейчас в России насчитывается 29 Центров электронного декларирования

Вместе с тем регионам, на территории которых функционируют особые экономические зоны, будет передано управление ими. Это решение, закрепленное соответствующей "дорожной картой", позволит регионам более эффективно развивать ОЭЗ.

ФТС России предложила новацию, которая поможет региональным властям выполнить поставленную перед ними задачу - внедрение на территориях, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, автоматизированной системы учета товаров.

Совместно с минэкономразвития и минвостокразвития мы разрабатываем эту систему в ОЭЗ на территориях опережающего развития, а также в свободном порте Владивосток.

Применение такой системы значительно упростит администрирование на таких территориях, позволит сократить требования к их оборудованию и обустройству.

Все это должно повлечь за собой сокращение временных и финансовых затрат для резидентов, а также затрат бюджета, как федерального, так и регионального.

Возможность применения автоматизированной системы учета резидентами, осуществляющими деятельность на территориях ОЭЗ, свободного порта Владивосток и ТОРов, планируется реализовать до 2020 года.

А как влияет развитие таможенной инфраструктуры на экономику других регионов, в которых нет особых экономических зон?

Дмитрий Жуков: Фактором, положительно влияющим на экономическую ситуацию, является развитие рынка транспортно-экспедиционных и складских услуг, предоставляемых, в том числе, лицами, включенными таможенными органами в реестр владельцев складов временного хранения.

В настоящее время в России функционирует более 600 складов временного хранения, из них более 370 - открытого типа. Взаимодействие таможенных органов с владельцами складов временного хранения включает в себя применение современных информационных технологий. Документооборот между владельцами складов временного хранения и таможенными органами осуществляется в электронном виде. Это позволяет сократить как временные показатели совершения складских операций, так и материальные издержки, связанные с помещением товаров на временное хранение.

Правительство России поставило перед таможенными органами задачу - содействовать развитию транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами городов, с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах Российской Федерации, развитием таможенно-логистической инфрастуктуры преимущественно в местах, приближенных к государственной границе.

В Российской Федерации создано и функционирует 54 таможенно-логистических терминала, организованных на площадях современных складских комплексов.

Есть ли примеры, когда под влиянием каких-либо факторов изменяется таможенная инфраструктура?

Дмитрий Жуков: Электронное декларирование позволило таможенным органам внедрить технологии оформления товаров, базирующихся на информационном взаимодействии таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и иных федеральных органов исполнительной власти.

Переход на электронное взаимодействие потребовал изменения инфраструктуры. Появилась новая категория таможенного поста - центр электронного декларирования (ЦЭД). Сейчас в России насчитывается 29 ЦЭДов.

Работа ЦЭД основана на разделении функций по документальному таможенному контролю (то есть работе с документами) и фактическому контролю (работе непосредственно с товаром) между различными таможенными органами. При этом представители бизнеса могут не присутствовать в ЦЭДе лично, даже если запрошены документы на бумажном носителе. В этом случае их можно представить в таможенный орган по месту нахождения товара.

В преддверии Нового года не могу не спросить о таможенной инфраструктуре для оформления посылок из-за рубежа, что происходит в этой сфере?

Дмитрий Жуков: Ежегодный рост количества международных посылок потребовал объединить усилия ФТС России и "Почты России" для оптимизации инфраструктуры.

Статистика оформления МПО с 2011 по 2015 годы показывает постоянное увеличение объёма входящей корреспонденции ежегодно в 1,5 - 2 раза. Тенденция сохраняется и в этом году, с января по октябрь в Россию поступило 160 миллионов международных почтовых отправлений, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Более 80 процентов посылок поступает в Российскую Федерацию из Китая. При этом основной трафик отправлений приходится на многофункциональный логистический центр ФГУП "Почта России" во Внуково, а также на Екатеринбург и Новосибирск.

Несмотря на столь возрастающие объемы, предновогодний и новогодний периоды 2015-2016 годов были пройдены без накоплений, чрезвычайных ситуаций не возникало.

Это стало возможным благодаря проведенным мероприятиям по определению приоритетных мест международного почтового обмена, перераспределению штатной численности таможенных органов, задействованных в оформлении МПО, и определению режима работы таможенных органов. Из 21 места международного почтового обмена приоритетными признаны расположенные в Москве (Прижелезнодорожный почтамт при Казанском вокзале и Логистический центр во Внуково), в городах Екатеринбурге, Калининграде, Брянске, Новосибирске, Оренбурге, Владивостоке, а также в международных аэропортах Шереметьево, Внуково, Толмачево и Пулково.

Российская газета