Таможня Северо-Запада России «задыхается» от нехватки переходных пунктов
"ПортаL"
Практика эксплуатации МАПП выявила типичные для таможен Центрального и Северо-Западного регионов проблемы. Условно их можно объединить следующие группы: инфраструктурные, информационно-технические, нормативно-правовые, организационные и кадровые.
Это несовершенство инфраструктуры МАППов (60 процентов МАПП введены в эксплуатацию еще в 90-е годы), недостаточное число полос контроля и площадей, предназначенных для размещения транспортных средств, отсутствие оборудованных площадок для работы инспекционно-досмотровых комплексов, нерациональное размещение и недооборудование помещений для сотрудников таможен и многие другие сложности.
В числе актуальных проблем, типичных для таможенных органов Центрального и Северо-Западного регионов, была названа и кадровая: нехватка штатных единиц на таможенных постах пограничных таможен. Численность пограничных таможенных органов не увеличилась пропорционально росту объемов перевозок и дополнительно возлагаемым на таможенные органы функциям.
Сократить время операций возможно при условии законодательного закрепления принципа одной остановки и однократного осмотра транспортного средства в пункте пропуска пограничной службой с обязательным информированием таможенного инспектора о необходимости проведения таможенного контроля при выявлении товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Такой опыт уже есть в Республике Польша и Республике Беларусь.
Отметим, сейчас в регионе деятельности СЗТУ находится 11 субъектов Российской Федерации, а протяженность участка государственной границы здесь – 2997 километров.
В Северо-Западном регионе находится 34 автомобильных пункта пропуска, из которых 26 действующих, в том числе 24 многосторонних (МАПП) (действующих – 22) и 10 двусторонних (действующих – 4) пунктов пропуска. В 2011 году количество грузовых транспортных средств, проследовавших через МАПП, увеличилось по сравнению с 2009 годом на 17,4 процента, нагрузка на пассажирском направлении возросла на 40 процентов.