30.06.08

Таможня простит. Но не всех

Последний приказ Федеральной таможенной службы позволит несколько облегчить жизнь компаниям, торгующим импортными товарами, но, к сожалению, не поможет в решении таких серьезных проблем, как серый импорт или товарное рейдерство

Федеральная таможенная служба (ФТС) выпустила приказ, позволяющий предпринимателям легализовать товары, ранее ввезенные в Россию с нарушением таможенного законодательства (приказ от 5 мая 2008 года № 532 «Об утверждении Порядка таможенного оформления товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации»). Никаких сенсаций здесь нет — речь идет о так называемых добросовестных приобретателях, в данном случае о компаниях, торгующих импортными товарами на внутреннем рынке и лишь при условии, что продукция была приобретена ими на территории России у российских же продавцов. Тем не менее этот скромный документ ФТС вызвал единодушное одобрение бизнеса и экспертов, что бывает крайне редко. Причина в том, что его появление, хотя и не слишком значительно, но все же улучшает позиции законопослушных компаний.

«Такой приказ должен был появиться уже давно, он вымучен временем, — говорит ведущий юрист компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Елена Белозерова. — Потому что на практике при проведении таможенной ревизии иногда обнаруживается, что товар, уже находящийся в обороте на территории России, ввезен незаконно». В лучшем случае он мог быть доставлен под видом товара с более низкой ставкой пошлины или с занижением его таможенной стоимости (таможенники называют это недостоверным декларированием, а все остальные — серым импортом), в худшем — контрабандно, то есть товар вообще не проходил таможню и таможенные пошлины не уплачивались совсем.

Проблема в том, что при этом крайним зачастую оказывается добросовестный приобретатель, например розничный торговец. В соответствии с Таможенным кодексом (ТК) сотрудники таможенной инспекции имеют право в течение года после выпуска товара в свободное обращение проверить легальность его ввоза. Другими словами, таможенный инспектор может прийти в любую фирму, торгующую импортной продукцией, и проверить достоверность коммерческих документов на товар, его маркировку, спецзнаки (например, 17−значные идентификационные номера иномарок) и т. п. Если обнаружится, что маркировки нет, либо она поддельная, либо в документах сведения о выпуске товаров таможенными органами недостоверны или отсутствуют, продукция арестовывается или изымается. По данным ФТС, в 2007 году подразделения таможенной инспекции провели 10,47 тыс. проверок после выпуска товаров, в том числе 4,206 тыс. — в форме таможенной ревизии. В результате было конфисковано товаров и транспортных средств на сумму 58,8 млн рублей, доначислено 2,4 млрд рублей таможенных платежей и штрафов.

Однако, как утверждает директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов, многие компании, приобретающие товар на внутреннем рынке, зачастую сами являются жертвой недобросовестных импортеров: «Например, розничная фирма, купившая товары у оптовика-импортера, может не иметь никакого отношения к внешнеторговым операциям, но оказывается заложником ситуации, если вдруг выясняется, что приобретенная партия была ввезена оптовиком с нарушениями таможенных правил».

Без штрафов и конфискаций

Впрочем, теоретически ТК и раньше предоставлял возможность предпринимателям легализовать сомнительный товар. Статья 391 позволяла владельцу товара, признанному таможенной инспекцией ввезенным контрабандно или с недостоверным декларированием, в течение пяти дней внести причитающиеся таможенные платежи. Однако на практике эта норма не работала. «Таможенные органы не могли применять в данном случае общий порядок таможенного оформления, так как у этих компаний отсутствовали документы и сведения, которые требуются при декларировании товаров», — поясняет замначальника пресс-службы ФТС России Наталья Семикина. Непонятно было, как оформлять такие товары: какую форму таможенной декларации использовать, какие сведения в ней указывать и т. п. К тому же, как отмечает Елена Белозерова, компании, работающие на внутреннем рынке, вообще не должны выступать в качестве декларантов.

Теперь наконец порядок оформления незаконно ввезенных товаров расписан и в сентябре вступит в силу. Торговые компании надеются, что после этого практика изъятий во время таможенных ревизий прекратится, и владельцы смогут спокойно распоряжаться товаром, уплатив полагающиеся таможенные пошлины, без штрафных санкций и заведенных дел. Последнее немаловажно — например, в 2007 году, по данным ФТС, по итогам проверок таможенной инспекции было возбуждено 5205 дел об административных правонарушениях и 340 уголовных дел. Непонятно только, почему на разработку механизма реализации этой не самой сложной нормы ТК таможенной службе понадобилось четыре с половиной года. По мнению Антона Гуськова, тот факт, что статья 391 не работает, был выявлен в результате мониторинга действующего таможенного законодательства, а вот Елена Белозерова считает, что не последнюю роль в проволочке сыграло не слишком сильное желание таможенников применять норму. Как бы то ни было, лучше поздно, чем никогда.

Но шаг в сторону законопослушных компаний должен сопровождаться усилением борьбы с контрабандой и серым импортом, иначе он может быть воспринят некоторыми участниками рынка как сигнал к нарушениям таможенных правил. Мол, не надо бояться приобрести по дешевке товар сомнительной чистоты, в крайнем случае можно внести таможенные платежи и все равно остаться в выигрыше. Конечно, крупные компании всегда стараются проверять происхождение товара и при малейшем сомнении предпочитают отказаться от сделки, однако у среднего бизнеса может возникнуть искушение сэкономить. По итогам прошлого года эксперты отметили снижение объема серого импорта (хотя он все еще внушителен — более 23 млрд долларов), и не хотелось бы получить всплеск незаконного ввоза в следующем году.

Разумеется, таможенной службе в одиночку с проблемой серого импорта не справиться, ей нужна помощь других ведомств, так же как и компаниям, работающим «вбелую», для которых демпингующие продавцы нелегального товара являются одними из главных врагов. К сожалению, такой поддержки пока не видно. В частности, подготовленный Минэкономразвития проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» разочаровывает отсутствием действенных мер. Едва ли он сможет стать инструментом противодействия реализации внутри страны контрабандного товара или борьбы с еще одним бичом сегодняшнего российского рынка — товарным рейдерством. Впрочем, по мнению Антона Гуськова, приказ ФТС о легализации незаконно ввезенных товаров хотя, конечно, не решит проблему товарного рейдерства (поскольку касается проверок лишь таможенной службы, не имеющей отношения к подобным «атакам»), но, как ни странно, опосредованно может помочь предпринимателям: «У компаний появится дополнительная защита и больше возможностей предупредить такую ситуацию».

Кроме того, необязательно дожидаться таможенной ревизии — компания может даже до покупки получить в таможенных органах информацию о законности таможенного оформления приобретаемых импортных товаров (приказ ФТС от 31 октября 2007 г. № 1347 «О порядке получения лицами сведений о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации»). Компания в этом случае заявляет себя добросовестным приобретателем и становится более защищенной от возможных претензий со стороны других госорганов, в том числе силовых.

Эксперт; 30.06.08