Таможня предсказывает полное господство иномарок
Федеральная таможенная служба отрапортовала об импорте-экспорте автомобилей в январе-июле текущего года. Ситуация для отечественного автопрома плачевная - как с точки зрения импорта, так и экспорта производимых в стране машин. Последние пользующихся все меньшим спросом за рубежом, а увеличивающийся ввоз иномарок свидетельствует о том, что иностранцы собирать их на территории РФ пока не торопятся.
Импорт легковых автомобилей и прочей моторной техники в РФ из стран дальнего зарубежья в I полугодии 2005 года вырос на 57,6% и составил 339,2 тыс. машин. Об этом сообщила Федеральная таможенная служба. При этом, по данным таможенников, общая сумма закупок составила 3,4 млрд. долларов, тогда как год назад это показатель составил лишь за 2,2 миллиарда.
На этом фоне характерны амбициозные планы южнокорейской Hyundai Motor на текущий год. В 2005 году корейцы намерены реализовать в России более 100 тыс. машин, что вдвое превысит их прошлогодние показатели (50 686 проданных авто). Если учесть оптимистичный настрой и других иностранных игроков на отечественном авторынке, то бум иномарок способен перейти все мыслимые границы.
Причем пока за счет ввоза готовой продукции, поскольку организовывать сборку своих авто на территории России и, таким образом, прекращать импорт готовых иномарок иностранцы не торопятся. Чешский производитель Skoda (впрочем, как и материнская Volkswagen) уже который год рассматривает возможность создания сборочного производства в России. В рамках московской международной выставки MIMS 2005 руководитель российского подразделения компании Штефан Худоба в очередной раз (как и год назад) заявил на днях, что создание сборочного производства в нашей стране возможно лишь в случае увеличения продаж марки на российском рынке до 30-40 тыс. автомобилей в год. Характерно при этом, что созданный в 2001 году на Украине завод Еврокар по сборке автомобилей Skoda реализовал в первом полугодии текущего года лишь 4 540 Oktavia и Fabia всех модификаций (кроме 4х4, и Superb). Впрочем, российские продажи чехов и вовсе незавидны 2,3 тысяч за январь-июль.
Четко прописанные на бумаге условия беспошлинного ввоза в страну компонентов для дальнейшей промышленной сборки иномарок, возможно, ускорит принятие иностранцами столь желанного для отечественных чиновников решения о сборке машин в российских регионах. Однако иностранцев беспокоит, в том числе, импорт в Россию подержанных иномарок, который отечественное правительство тщетно пытается обуздать последние 5 лет. А обсуждаемый Минпромэнерго проект снижения минимального возраста подержанных иномарок с трех лет до года и вовсе поставил потенциальных инвесторов в тупик. Ведь вошедшие в состояние полной эйфории серые дилеры способны вовсе заполонить и без того хаотически развивающийся отечественный авторынок.
Ситуация осложняется и еще тем, что и за рубежом наши автомобили не нужны. Экспорт легковых автомобилей из России (с учетом белорусского направления) составил 61,8 тыс. штук, а его суммарная стоимость 295 млн. долларов. Это на 3 тыс. автомобилей меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сокращение экспорта уже заставила, к примеру, СП GM-АВТОВАЗ отказаться от идеи производства модифицированной Chevrolet Niva FAM1, которую планировалось поставлять преимущественно на зарубежные рынки. Во всяком случае, на днях на пресс-конференции в ходе московской международной выставки MIMS 2005 председатель совета директоров ОАО АВТОВАЗ заявил, что Niva с двигателем Opel может вообще не увидеть свет, т.к. она изначально позиционировалась для экспорта в дальнее зарубежье, где спрос на автомобили падает.
autonews.ru 26.08.05