Таможня открыла сезон охоты
На таможенных постах Торфяновка и Брусничное Выборгской таможни задержаны более 60 автопоездов, принадлежащих калининградским перевозчикам.
Таможенники объясняют задержание тем, что перевозчики нарушили положение закона Об особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области (16-ФЗ), вступившего в силу 1 апреля этого года. Этот закон не разрешает транспортным средствам, помещенным под таможенный режим свободной экономической зоны на территории Калининградской области, осуществлять перевозки между иностранными государствами и Россией без заезда в Калининградскую область. Аналогичные задержания происходили в мае этого года, о чем Гудок уже писал.
Как заявил Гудку руководитель департамента нормативно-правовой деятельности Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Валерий Урсан, подобные задержания абсолютно неправомерны, поскольку действие 16-ФЗ не распространяется на автомобили, ввезенные в Калининградскую область до 1 апреля. Валерий Урсан уверен, что эти автомобили по-прежнему могут осуществлять перевозки без заезда в Калининградскую область согласно предыдущему закону Об особой экономической зоне в Калининградской области (от 22 января 1996 года 13-ФЗ. Ред.). 16-ФЗ является актом как таможенного, так и налогового законодательства, утверждает Валерий Урсан. А согласно 57-й статье Конституции федеральные законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют .
Примечательно, что 28 марта 2006 года начальникам региональных таможенных управлений и таможен было разослано письмо Федеральной таможенной службы, которое подтверждало порядок таможенного оформления грузов, на котором настаивает АСМАП. Однако эти письма не помешали таможням как в мае, так и в сентябре этого года задерживать калининградские автомобили и возбуждать административные дела.
Против практики, которую применяют таможни в отношении калининградского транзита, выступают и арбитражные суды. Например, Арбитражный суд Москвы 31 августа 2006 года признал незаконным постановление Великолукской таможни о привлечении к административной ответственности ООО Авто-Коба , машина которого была задержана в мае этого года. А 1 сентября в Арбитражном суде Калининградской области должно было состояться заседание по заявлению ОАО Черняховский авторемонтный завод , которое также обжаловало решение Великолукской таможни. Однако представитель таможни на заседание суда не явился под предлогом командировки на конкурс профессионального мастерства.
В пресс-службе Федеральной таможенной службы Гудку заявили, что отказываются комментировать ситуацию с задержаниями перевозчиков до тех пор, пока хотя бы одно решение суда не вступит в силу.
Председатель регионального совета АСМАП в Калининградской области Леонид Степанюк заявил корреспонденту Гудка , что ему непонятны действия таможни. У АСМАП есть договоренность с губернатором Калининградской области, МЭРТ и Минтрансом о том, что калининградские грузовики будут беспрепятственно пропускать на территорию России, минуя Калининградскую область, пока не будет принято постановление о растаможивании транспорта, ввезенного на территорию ОЭЗ в Калининградской области, по остаточной стоимости. Растаможивание по полной стоимости разорительно для перевозчиков, отметил Леонид Степанюк. Пока проект постановления о льготном растаможивании находится на согласовании в московских министерствах, добавил он.
Валерия Урсана из администрации АСМАП, в свою очередь, удивляет то, что задержание перевозчиков произошло вскоре после решения Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенной тарифной политике одобрить проект постановления правительства О некоторых мерах государственной поддержки предприятий автомобильного транспорта Калининградской области .
Сегодня должно состояться экстренное собрание международных перевозчиков Калининградской области членов АСМАП, которые будут искать пути выхода из сложившейся ситуации. Гудок будет следить за развитием событий.
gudok.ru 08.09.06