Таможня меняет идеологию
На очередном заседании коллегии ФТС России был рассмотрен проект «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации».
По словам руководителя Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, «это достаточно революционное положение». При этом он заметил, что «за теорией, без
разрыва, должна следовать практика».
Планируется, что проект Концепции, подготовленный в соответствии с протоколом Государственной пограничной комиссии от 26 июня 2008 года, будет вынесен на утверждение Правительства Российской Федерации. Проект Концепции представил статссекретарь – заместитель руководителя ФТС России Сергей Шохин. По его словам, система таможенного оформления товаров в стране ориентирована на осуществление большинства таможенных операций таможенными органами, расположенными в крупных городах, одновременно являющихся и транспортными узлами. В то же время рост внешнеторгового оборота в России с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами, вследствие чего транспортная нагрузка на крупные города только
усиливается. Мало того, зачастую товарные потоки ввезенных и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.
Эта проблема может быть решена развитием транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах за пределами крупных городов с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах Российской Федерации. С этим, в свою очередь, тесно взаимосвязано развитие таможенной и банковской инфраструктуры. Важную роль для развития приграничных субъектов РФ играет институт государственно-частного партнерства, требующий дальнейшего развития законодательной базы.
Концепция предполагает таможенное оформление товаров, перемещаемых автомобильным, железнодорожным и морским транспортом, с развитием логистических технологий «сухого порта». Что касается таможенного оформления товаров, перемещаемых воздушным транспортом, то оно не требует перевода в приграничные субъекты, поскольку таможенные органы и так уже расположены в крупных аэропортах.
В проекте Концепции указано, что при таможенном оформлении ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, необходимо учитывать невозможность или нецелесообразность изменения установленного порядка в отношении отдельных категорий товаров. Так, особенностью таможенного оформления сырья, ввозимого российскими промышленными предприятиями, является необходимость обеспечения бесперебойного их функционирования
с учетом непрерывного технологического цикла. Кроме того, нецелесообразно изменение существующего порядка и в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.
В проекте Концепции также указано, что таможенное оформление товаров, требующих особых условий хранения и (или) для таможенного оформления которых необходимых специальные знания (энергоносители, лекарственные средства, скоропортящиеся продукты питания, живые животные, подакцизные товары, объекты экспортного контроля, продукция военно-технического сотрудничества, экспресс-грузы и другие), в приграничных субъектах РФ требуется развитие специализированной транспортно-логистической инфраструктуры.
По словам Сергея Шохина, целью Концепции является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации благодаря совершенствованию таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов и снижения транспортной нагрузки на крупные города РФ, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач, в числе которых совершенствование и нормативной базы, и государственного контроля, а
также развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры. Кроме того, решение задачи по обеспечению развития сотрудничества между ФТС России и таможенными администрациями других государств в сфере применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли позволит обеспечить комплексное управление международной цепью поставок товаров для достижения большей определенности и предсказуемости и также совершенствовать систему таможенного оформления и таможенного контроля.
Для организации таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации необходимо провести комплекс приоритетных мероприятий. В их числе, например, согласование положений Концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества.
Кроме того, внесение изменений в ряд законодательных актов (Таможенный кодекс, КоАП РФ, Гражданский кодекс и закон «О таможенном тарифе»), а также издание ряда новых нормативных правовых актов. В число приоритетных мероприятий входят также развитие транспортно-логистической инфраструктуры, развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры, включая плановую реконструкцию существующих и создание новых таможенных объектов в приграничных
субъектах Российской Федерации для обеспечения эффективной деятельности таможенных органов.
Как отметил глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов, перенос таможенного оформления и таможенного контроля товаров к местам,
приближенным к государственной границе РФ, – это изменение идеологии таможенного оформления в принципе. «Мы будем менять многое, в том числе и Таможенный кодекс, и некоторые постановления правительства, – сказал он. – Будет меняться вообще вся система».
Начальник Аналитического управления Владимир Ивин уверен, что «Концепция – это ядро наших дальнейших стратегических документов», в том числе и Стратегии развития ФТС России до 2020 года. Она (Стратегия) в настоящее время готовится и будет подготовлена к концу текущего года. Что касается Концепции, то, по его мнению, надо создать четкие критерии того, что будет оформляться вблизи границы, а что по месту нахождения получателя (отправителя). Несомненно, что возрастет роль системы управления рисками, а также изменится отношение к институтам предварительного информирования и предварительного декларирования.
Реализовать Концепцию предполагается в два этапа. Первоочередная реализация ее положений будет осуществлена в отношении Санкт-Петербурга, крупных городов Московского и Дальневосточного регионов, а также товаров, перемещаемых воздушным и морским транспортом. Уже к середине 2009 года таможенное оформление
будет выведено из Москвы и Санкт-Петербурга в Московскую и Ленинградскую области. Будут решены вопросы создания транспортно-логистической инфраструктуры для перевода таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации (определены места для проведения таможенного оформления, решены организационные вопросы с субъектами Федерации, включая отводы земли и строительство дорог). Одновременно в рамках осуществления государственно-частного партнерства предполагается провести консультации с представителями деловых кругов и руководителями приграничных регионов с разъяснением преимуществ, которые они могут получить в результате участия в создании транспортно-логистических схем.
Первый этап планируется завершить за 3-4 года. На втором этапе будет решена задача организации таможенного оформления и таможенного контроля в приграничных субъектах Российской Федерации применительно к железнодорожным перевозкам. По словам первого заместителя начальника ЦТУ Сергея Рыбкина, выведение таможенного оформления из Москвы «разгрузит дорожно-транспортную сеть, оптимизирует таможенную инфраструктуру и повысит эффективность таможенного контроля». В этой связи крайне важно четко знать, куда будут перенаправлены товарные потоки. В Северо-Западном таможенном управлении уже есть опыт по выводу таможенного оформления и таможенного контроля за пределы Санкт-Петербурга, и этим опытом с коллегами поделился начальник СЗТУ Михаил Прокофьев, а начальник Выборгской таможни Николай Косяченко рассказал о работе 7 пунктов пропуска в регионе деятельности таможни, находящейся на границе.
Говоря о преимуществах таможенного оформления и таможенного контроля в пунктах пропуска, приближенных к границе, он выразил опасение, что это приведет к росту интенсивности, вследствие чего увеличится грузовой транспортный поток в зоне деятельности выборжцев.
Разработчики Концепции уверены, что ее реализация потребует нового подхода к подготовке и переподготовке кадров таможенных органов, развитию социальной сферы, обеспечивающей эффективную работу таможенных органов в приграничных районах.
Концепция вообще ориентирована на использование современных информационных технологий, применение которых ведёт к сокращению временных затрат на прохождение таможенных формальностей, устранению человеческого фактора при таможенном оформлении товаров и, как следствие, к существенному облегчению ведения внешнеэкономической деятельности. При этом на первый план выходит вопрос повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров.
Подводя итог дискуссии по проекту Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, Андрей Бельянинов заявил, что теоретическая часть изыскания завершается, практика будет отрабатываться на Москве и Московской области, что не означает, что другие руководители РТУ могут расслабиться. Он настоятельно порекомендовал им подумать, в том числе и о переориентации транспортных потоков.
На заседании коллегии также был обсужден вопрос о результатах внедрения инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) в практику работы таможенных органов. В настоящее время эксплуатируются 42 мобильных и 5 стационарных ИДК, которые, тем не менее, пока используются не на полную мощность и эффективность их работы недостаточно высока. За период с января по июль текущего года в результате осмотров с применением ИДК таможенные органы 2 270 раз проводили досмотр транспортных средств, после чего было возбуждено 591 дело об административном правонарушении и 22 уголовных дела.
Журнал "Таможня"