Таможенный сервис: каким он будет?
В Федеральной таможенной службе России состоялась очередная встреча с представителями иностранных компаний, работающих на российском рынке. Открывая ее, заместитель руководителя ФТС Леонид Лозбенко выразил удовлетворение тем, что диалог между таможней и бизнесом интенсивно развивается, и что особенно отрадно - инициатива исходит от обеих сторон.
Мы стремимся к тому, -сказал Леонид Лозбенко, - чтобы работа таможни была понятна и прозрачна, поэтому на таких встречах для разъяснений и решения вопросов, возникающих у компаний, присутствуют руководители подразделений ФТС . Вместе с тем, чтобы российская таможня могла выполнять свою работу на уровне европейских стандартов и в форме таможенного сервиса , ей предстоит еще пройти определенные этапы развития.
В этой связи Леонид Лозбенко рассказал участникам встречи об основных направлениях такого развития и подходах к ним.
Он также проинформировал, что концепция развития таможенных органов на 2005 - 2010 и последующие годы неоднократно обсуждалась с главой Минэкономразвития РФ Германом Грефом, а для организации более широкого обсуждения материалы по этому вопросу разосланы в восемнадцать различных ведомств. После учета замечаний и предложений проект концепции будет направлен в правительство.
Леонид Лозбенко подчеркнул, что дальнейшее сокращение сроков таможенного оформления и упрощение процедур будет идти одновременно с повышением эффективности точечного контроля. ФТС намерена совершенствовать таможенное администрирование и укреплять взаимодействие с функциональными международными организациями .
Анализ показывает, что потенциал таможенного администрирования сегодня реализуется не полностью.
Отсутствуют стандарты, которые делают работу таможни предсказуемой для бизнеса на всей без исключения территории страны. Слабо поставлена система информирования о ценообразовании, о торговой и промышленной специализации в различных странах, о мировых тенденциях в разделении труда. В результате информация по ценам регулярно поступает только по трети из одиннадцати с половиной тысяч товарных позиций, которые администрирует российская таможенная служба.
Еще один больной вопрос - обустройство границ. На его решение, как всегда, не хватает денег. Однако сдвиги к лучшему все-таки ощутимы. Создана Пограничная комиссия во главе с премьером Михаилом Фрадковым, в которую ФТС совместно с Федеральной пограничной службой внесла на рассмотрение весь комплекс предложений по обустройству государственной границы. Этот вопрос уже обсуждался на Госсовете при президенте России. Однако для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, по мнению Леонида Лозбенко, понадобится не менее 7-10 лет.
Выступление заместителя главы ФТС было достаточно критичным по отношению к личному составу российской таможенной службы. Не все сотрудники оказались способны работать в новых условиях. Как показывает практика, большая часть вопросов, которые представители внешнеторговых компаний ставят сегодня перед руководством ФТС, возникают из-за неготовности кадров на местах принимать решения. Людей надо учить, сказал Леонид Лозбенко, и делать это необходимо совместно, только в сопряжении с тем, как понимает бизнес роль таможни в развитии торговли, можно будет организовать ее работу в форме таможенного сервиса .
Заместитель руководителя ФТС в очередной раз призвал представителей иностранных компаний шире использовать преимущества электронного декларирования и предварительно информировать таможню о поставках товаров. Это позволит значительно ускорить прохождение товаров через границу, так как не надо будет решать все проблемы в момент таможенного оформления.
Леонид Лозбенко сообщил собравшимся, что в будущем планируется создание оперативного центра, куда по каналам электронной связи будет передаваться вся информация о товарах. В центре она будет анализироваться, обрабатываться, а подготовленные на ее основе рекомендации и профили риска в кратчайшие сроки будут передаваться во все таможенные органы. Однако проект этот чрезвычайно дорогостоящий, подчеркнул заместитель руководителя ФТС, на создание подобного центра в США, к примеру, было затрачено около 200 миллионов долларов.
После подробного рассказа Леонида Лозбенко о проблемах, которые стоят сегодня перед таможенной службой, собравшимся была предоставлена возможность получить разъяснения по интересующим их вопросам.
Представителей бизнеса, в частности, интересовало, как будет проходить таможенное оформление и контроль на границе при сокращении государственных контролирующих служб на линии контроля с ныне действующих семи до двух - пограничной и таможенной.
Леонид Лозбенко пояснил, что сокращение числа служб на границе не означает, что другие контролирующие органы как бы выпадут из обоймы . Просто таможня по их поручению будет проверять соответствующие документы и содержащиеся в них сведения. В случае затруднений таможенники для выяснения ситуации будут приглашать экспертов того или иного контролирующего органа, которые будут располагаться недалеко от линии контроля.
В связи со вступлением в силу приказа Минэкономразвития 9 о порядке применения статьи 68 Таможенного кодекса РФ, предусматривающей упрощенные процедуры таможенного оформления, заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля ФТС Петр Баклаков обратил внимание собравшихся на два важных момента. Согласно этому приказу, лица, претендующие на упрощенную процедуру оформления, могут подавать соответствующие обращения и документы как в ФТС, так и в региональные таможенные управления. Однако принимать решения по установлению упрощенных процедур имеет право, согласно тому же приказу, только Федеральная таможенная служба. Поэтому Петр Баклаков для ускорения процесса рекомендовал подавать документы непосредственно в ФТС.
И второй момент. Установление упрощенных процедур таможенного оформления для какой либо компании в соответствии со статьей 68 не означает, что по отношению к этой компании не будут применяться меры таможенного контроля, предупредил Петр Баклаков. В то же время ныне действующим законодательством в рамках системы управления рисками предусмотрен механизм, позволяющий не применять в полном объеме меры контроля к организациям, работающим по упрощенной процедуре таможенного оформления.
Некоторые вопросы участников встречи были заданы в развитие приказа 9. В частности, представителя ПрайсУотерхаусКуперс интересовало, как на практике будет решаться вопрос об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении компаний, работающих по 68-й статье. Приказом этот вопрос не установлен, а по законодательству решение о внесении обеспечения находится в компетенции начальника таможни. По мнению представителя ПрайсУотерхаусКуперс , учитывая тот факт, что деятельность компаний, работающих по упрощенным процедурам, достаточно прозрачна для таможни, логичнее было бы исходить из принципа презумпции невиновности, другими словами, не требовать обеспечения уплаты таможенных платежей.
Участников встречи интересовал также вопрос: существует ли план распространения действия статьи 68 на сферу услуг таможенного бизнеса. Ответ был отрицательный: развитие данного вида бизнеса должно происходить, по словам Петра Баклакова, в рамках налаженных партнерских отношений с таможенными администрациями и участниками внешнеэкономической деятельности .
По вопросам сертификации товаров представителю ФТС - начальнику Главного управления товарной номенклатуры и торговых отношений ФТС Андрею Кудряшеву, как это уже не раз случалось, пришлось держать ответ за нерасторопность других ведомств.
Собравшихся, в частности, интересовало, что будет с сертификатом упраздненной Государственной хлебной инспекции. Коллизия заключается в том,что федеральным законодательством установлен обязательный государственный контроль за качеством зерна и продуктами его переработки. А постановление правительства 808, предписывающее Минсельхозу и Минэкономразвития определить орган, который бы выполнял эту функцию и выдавал соответствующий сертификат, до сих пор не реализовано. В результате сложилась ситуация, когда качество зерна надо проверять, а кто это будет делать -неизвестно.
Чтобы товар не задерживать на границе и не накапливать в местах таможенного оформления, ФТС пришлось взять ответственность на себя. По словам Андрея Кудряшева, по экспортным поставкам проблему удалось решить временно. Была разослана телетайпограмма, согласно которой таможенные органы могут принимать решения об условном выпуске зерна и продуктов его переработки без сертификатов Росгосхлебинспекции. По импорту решение вопроса выходит за рамки компетенции ФТС.
На вопросы участников встречи, связанные с внедрением системы электронного декларирования, отвечал начальник Главного управления информационных технологий ФТС Леонид Ухлинов. Здесь же на встрече он получил предложение от сопредседателя комитета по таможне и транспорту Американской торговой палаты Константина Антипова принять участие в заседании этого комитета, посвященном электронному декларированию. Приглашение было принято.
Во время встречи представители иностранных компаний имели возможность не только получить разъяснения по интересующим их вопросам (как частного, так и общего характера), но и прокомментировать некоторые аспекты правоприменительной практики.
Елена Гончарова
Журнал Таможня 7 12 апреля 2005г.