Таможенный пересмотр
Сергей Иванов указал южнороссийским портовикам горизонты
Вчера на проходившем в Новороссийске заседании Морской коллегии первый вице-премьер РФ Сергей Иванов призвал владельцев южно-российских портов повысить их привлекательность для перевозчиков, все чаще предпочитающих терминалы Украины и Румынии. В свою очередь губернатор Кубани Александр Ткачев пояснил первому вице-премьеру, почему владельцы портов не могут этого сделать. По убеждению губернатора, портам мешают развиваться таможенники и пограничники, проверяющие грузы по несколько суток.
Визит в Новороссийский порт Сергей Иванов начал с ознакомительной прогулки по Цемесской бухте на президентской яхте «Кавказ» в сопровождении губернатора Кубани Александра Ткачева. Первую остановку яхта сделала у строящегося причала пункта базирования военных кораблей, где главком ВМФ Владимир Масорин доложил, что после завершения строительства пункта военные суда будут надежно защищены от сильных юго-восточных ветров. Правда, помешать этому, как уточнили военные, могут проблемы с землеотводом: вице-премьеру указали указали на участок, где планируется строительство склада ГСМ. «Земля не ваша?», — поинтересовался Сергей Иванов у Олега Дерипаски, с которым до этого обсуждал проекты реконструкции аэропортов в ЮФО. Господин Дерипаска отрицательно закачал головой. «Это акционерное общество „Новоросцемент“, Кветной», — подсказал кубанский вице-губернатор Александр Ремезков и пообещал разобраться с возникшей проблемой.
Открывая заседание Морской коллегии, Сергей Иванов призвал владельцев южно-российских портов и местные власти создать условия для перевозчиков «не хуже, чем у наших партнеров, конкурентов и союзников», намекая на рост объемов перевалки в портах Украины и Румынии.
«Называйте это как хотите. Но без этого ни один перевозчик, каким бы патриотом он ни был, в наши порты не зайдет», — отметил господин Иванов. В ответ Александр Ткачев заметил, что портам мешают развиваться федеральные контролирующие органы. Из его слов следовало, что основной проблемой в кубанской администрации считают политику таможни и пограничной службы. В частности, губернатор указал на ситуацию с паромной линией Кавказ-Поти (паромное сообщение с Грузией было открыто в начале текущего года. — „Ъ“). По его словам, краевые власти за счет этой линии рассчитывали увеличить грузопоток не менее чем на 200 тыс. тонн. Однако, как сообщил господин Ткачев, российская пограничная служба отказывала грузинской стороне в оформлении судов для вывоза экспортных стальных труб. В итоге, посетовал губернатор, российские грузы были переориентированы на украинский порт Ильичевск.
Однако на этом примере Александр Ткачев не остановился, он напомнил участникам коллегии, что таможенная служба потребовала оплаты таможенных сборов с арендаторов стоявших на рейде порта Кавказ танкеров-накопителей под иностранными флагами. После этого накопители перешли на рейд украинского порта Керчь. По оценке господина Ткачева, федеральный и краевой бюджеты потеряли при этом около $5 млн. Разгоряченный Александр Ткачев завершил выступление под аплодисменты участников коллегии.
Заявления федеральных чиновников вряд ли успокоили кубанского губернатора. Так, министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что на оснащение пунктов пропуска в портах ЮФО из федерального бюджета в течение трех лет планируется выделить около 2 млрд рублей. В то же время, по оценке самого министра, потребности в финансировании составляют не менее 13 млрд рублей. Господин Левитин посетовал, что плохая оснащенность пунктов пропуска в дальнейшем не позволит расти грузопотоку. «Улучшения ситуации мы ожидаем с внедрением инспекционно-досмотровых комплексов», — попытался обнадежить портовиков министр. Сергей Иванов с ним согласился, отметив что контролирующие структуры смогут работать по мировым стандартам только получив современное оборудование. «Пока его не получим, без конца эту тему будем мусолить», — резюмировал господин Иванов.
КоммерсантЪ (Ростов-на-Дону) ; 12.07.2007