08.12.09

Таможенный переход будет пешеходным

12 декабря Федерация автовладельцев России планирует провести очередную акцию протеста. В списке требований – снижение ставок таможенных пошлин на автомобили до уровня стран Таможенного союза. Очень скоро волна таких же акций может прокатиться по Беларуси и Казахстану.

Пошлины на автомобили в странах Таможенного союза, конечно же, будут выравнены. Но увы, совсем не по тому принципу, который подошел бы автовладельцам. Пошлины будут не снижены, а, напротив, повышены до уровня российских. А значит, в недалеком будущем ряды российских митингующих автолюбителей пополнят казахстанские и белорусские. Но последним придется куда сложнее. Российских автовладельцев правительство уже постепенно приучило к постоянному повышению пошлин, а вот для казахстанских и белорусских оно будет как ушат очень холодной воды.

Братья по несчастью

До недавнего времени российским автовладельцам приходилось куда хуже, чем их казахстанским и белорусским коллегам. Повышение пошлин в конце прошлого года вынудило россиян переплачивать за новые и подержанные автомобили как минимум вдвое, учитывая таможенную пошлину (25%), НДС (18%), акцизный сбор и логистику. В то же время жители, к примеру, Беларуси покупали машины, по российским меркам, практически за бесценок.

Однако очень скоро у российских автовладельцев появится прекрасная возможность позлорадствовать. С 1 января 2010 года в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии будет введен единый тариф для юридических лиц, а с 1 июля — и для физических. Причем пошлины будут выравниваться по российскому образцу. Излишне говорить, насколько это усложнит жизнь белорусским и казахстанским автовладельцам.

Особенно белорусским. Благодаря близости Европы и низким ставкам таможенных пошлин иномарки в Беларуси были сравнительно недороги. Еще в 2007 году газета «Комсомольская правда» в Беларуси» подсчитала, что местному жителю ввоз в свою страну новой Toyota Camry обходится в 1,7 тыс. евро, а россиянину — в 13,2 тыс. евро. Через год ситуация изменилась — в еще худшую для россиян сторону, поскольку правительство увеличило таможенные пошлины.

При этом в Беларуси и Казахстане пошлины не изменились. В Казахстане они были, конечно же, не столь смехотворны, как в Беларуси, но куда ниже, чем в России — 10% от стоимости ввозимого автомобиля. После того как вступит в силу единый тариф, все счастливые жители Таможенного союза будут переплачивать за автомобили вдвое, как и положено братским народам.

Рынки перед погружением

В Беларуси это уже вызвало панику. Местные предприниматели, перегоняющие машины из Западной Европы, говорят, что за последние недели продажи выросли более чем вдвое. При этом, по данным РИА «Новости», подержанные автомобили в регионе уже подорожали в среднем более чем на $500.

Занервничали и официальные автодилеры. Их ждет настоящее «черное полугодие». Поскольку таможенные тарифы для физических лиц пересмотрят на 6 месяцев позже, чем для юридических, дилерам придется конкурировать с поставщиками-одиночками, которые будут ввозить автомобили в разы дешевле. Излишне говорить, что такую конкуренцию автосалонам не выдержать. Как сообщает ИА «Новости-Казахстан», сотрудники белорусских автосалонов в неофициальных беседах признаются, что до нового года они постараются максимально заполнить склады и на этом запасе протянуть полгода. Понятно, что в таких условиях ни о каких акциях со снижением цен говорить не стоит.

Дилеры также ожидают возрождения в Белоруссии «серых» схем ввоза автомобилей, которые несколько лет назад уничтожил президентский указ, уравнявший таможенные платежи на автомобили для физических и юридических лиц. ИА «Новости-Казахстан» приводит данные председателя Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, согласно которым за четыре года официальные автодилеры увеличили годовые объемы продаж в республике в 10 раз — с 2,5 тысячи единиц до более чем 25 тысяч.

Это случилось как раз благодаря ненужности «серых» схем ввоза. Так, в 2005 году доля машин, ввезенных в страну юридическими лицами, составляла около 1% импорта автомобилей. Остальное приходилось на «серые» схемы. В 2008 году эта доля увеличилась до 43%. По данным Сергея Михневича, в 2008 году автомобильный бизнес принес в бюджет государства в виде таможенных пошлин не менее $400 млн и около $50 млн налоговых платежей.

После введения пошлин Беларуси и Казахстану следует ждать резкого падения своих авторынков и готовиться к снижению платежей в бюджеты. Ведь из-за введения пошлин на ввоз иномарок в Россию одна Дальневосточная таможня обмелела для бюджета на 400%. С начала 2009 года импорт подержанных легковых автомобилей, ввозимых в Россию из Японии и Южной Кореи через таможни Дальнего Востока, снизился более чем в 8 раз.

Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на начальника Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Сергея Пашко, за 9 месяцев 2009 года через местные таможни было ввезено 41,8 тыс. легковых автомобилей. За тот же период прошлого года — 352 тыс. машин. По словам таможенника, количество ввезенных грузовиков снизилось в 9 раз, автобусов — в 4 раза. В результате, по его словам, за 3 квартала этого года платежи в бюджет за ввезенные автомобили составили 7,17 млрд рублей, в то время как за аналогичный период прошлого года платежи составили 34,692 млрд рублей.

С Россией, в целом, все понятно. С помощью такой странной таможенной политики власти надеялись помочь умирающему отечественному автопрому. И хотя надежды эти ни в коей мере не оправдались, но марку держать надо, поэтому чиновники недавно продлили действие драконовских пошлин на ввоз иномарок еще на 9 месяцев. А вот зачем Казахстану и Беларуси наступать на грабли, которые уже убили российский авторынок, — об этом история умалчивает.

"Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА", 08.12.09