Таможенный капкан
Потребитель готов платить пошлину. Но не за кота в мешке
Чтобы купить иномарку за границей, надо иметь сумму, в три раза превышающую стоимость самой машины
В туманном социалистическом прошлом как было: привез из-за границы автомобиль - заплати таможенную пошлину, иначе тебе его на учет не поставят и номера не дадут. Многие этот закон игнорировали - ездили годами, правдами и неправдами ставили машины на учет и пошлину государству за комфортную езду не платили.
Тогда таможенники вместе с правительством решили: не-е-ет, так дело не пойдет. А заплатите-ка вы пошлину... вперед, перед выездом за границу. Иначе вас домой просто не пустят. А сколько платить? Никто же наперед не знает, какую он машину из-за бугра привезет? Перед выездом за рубеж, если кто помнит, человек платил за машину среднего класса около 1500 евро, а при растаможке машины в зависимости от объема двигателя и года выпуска автомобиля то ли доплачивал, то ли таможня возвращала ему излишек.
Не очень удобная для обеих сторон система: люди месяцами выколачивали из таможни свои деньги, огромные суммы курсировали от населения в таможню и обратно, и пошли даже слухи о том, что таможенные чиновники "крутят" наши денежки, как печально известная "Властилина", и наваривают себе на этом капиталы. Еще раз напрягли извилины наши власти и придумали... Перед выездом за границу за автомобилем ты теперь платишь точную сумму таможенной пошлины, копейка в копейку, потому как ты, посчитали чиновники, уже знаешь, за каким автомобилем едешь! (Во сне он приснился, что ли? ) И ты даже обязан вписать в таможенные документы до выезда за границу идентификационный номер еще не купленной машины! Это значит, что я, покупатель, вынужден либо брать машину заочно, как кота в мешке, либо дважды съездить за границу: первый раз ее найти, второй - купить. А если я приеду в Германию и в той сосватанной мне заочно машине найду серьезные дефекты? А рядом будет стоять классная машинешка на продажу... Я ее купить уже не смогу? Почему господа из правительства и главного таможенного управления лишают меня права выбора?
Хорошо, говорят таможенники, вы не знаете наперед свою машину. Вы не хотите дважды ездить за ней за границу. На это есть второй законный способ ввести в Россию обезличенный автомобиль, не вписывая его номер в таможенные документы. Вот он какой, только сядьте, если стоите. А если едете - притормозите... Если вы желаете ввести на родину машину с мощностью двигателя до 90 л.с., вы платите таможенный депозит в размере... 3 500 евро! Если мощность двигателя вашей будущей иномарки от 90 до 150 лошадок, вы платите таможне аж 7000 евро! А если мощность свыше 150 сил - 15000 евро! ! !
Этот второй способ ввоза иномарки заставляет вас иметь на руках сумму примерно в 3 раза большую, чем потребуется для ее приобретения. Например, за "Ровер 25" мощностью 103 л.с. вам придется заплатить таможне 7000 евро при сумме растаможки всего 1400 евро, а потом ходить три месяца, собирая десятка полтора документов, обивать пороги для того, чтобы вернуть свои кровные 5600 евро. Причем 2% с любой таможенной пошлины вам не вернут -это с вас взяли "за обслуживание". Грабеж и произвол. Хоть в Страсбургский суд обращайся.
Разве не логичнее и удобнее для всех был бы, например, такой порядок. Человек, отправляющийся за автомобилем за границу, должен определиться не с конкретной машиной, а с возрастом машины и объемом двигателя -скажем, два литра, не старше пяти лет. И за это заплатить. Зато выбор у него на зарубежном рынке будет немалый - если не "Ауди А-4", скажем, то 320-й БМВ, если не он, то "Шевроле Эванда", "Ситроен С-5", "Хонда CRV", "Хюндай Матрикс", "Хюндай Соната", "Киа Спортаж", "Мазда-6" и еще 20-30 моделей - это все машины с двухлитровым двигателем, которые наш покупатель сможет купить и ввести в Россию. Простой здравый смысл говорит, что из всех вариантов приобретения гражданином автомобиля за границей наше чиновничество узаконило самый издевательский по отношению к потребителю.
"Русский курьер" 25.07.05