Таможенный брокер – партнер стратегический
Институт таможенных брокеров зарекомендовал себя как надежный союзник участников внешнеэкономической деятельности.
Основные усилия государства и игроков рынка должны быть сосредоточены на том, чтобы сделать работу посредников более эффективной, в частности, перейти на современные технологии – электронное декларирование и предварительное информирование. К такому выводу пришли участники круглого стола «Российский рынок таможенно-логистических услуг: проблемы и перспективы развития», организованного в Москве журналом «РЖД-Партнер».
После довольно известной коллегии Федеральной таможенной службы, которая состоялась в апреле, над посредниками на рынке таможенных услуг, казалось, начали сгущаться тучи. Первый вице-премьер Сергей Иванов тогда сказал, как отрезал, - институт таможенных брокеров надо ликвидировать. Понятно, что сказанной на совещании в пылу дискуссии фразе, может быть, и не стоит придавать большого значения. Однако возник резонный вопрос: зачем же отдали столько сил становлению целой подотрасли, которая, к слову, неплохо развивается, что первый вице-премьер столь легко и непринужденно ставит вопрос о ее возможной ликвидации? Нужна ли она тогда вообще?
«Таможенный брокер – стратегический союзник участника внешнеэкономической деятельности», - уверена заместитель генерального директора компании «Международный таможенный брокер» Любовь Мороз. Сотрудничество с грамотным посредником, который может взять на себя все таможенные операции и ответственность за их качественное исполнение, выгодно компаниям, делающим ставку на свой профильный бизнес. Развитые страны, указывает Л. Мороз, пошли по пути активного развития института таможенных брокеров – к чему же России поворачивать обратно?
Генеральный директор «Цолл.ру» Андрей Федосеев полагает, что квалифицированные посредники доказали свою жизнеспособность и целесообразность с различных точек зрения. Заместитель начальника управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО «Российские железные дороги», генерал-майор таможенной службы Всеволод Титов утверждает, что на сегодняшний день таможенная деятельность в России без участия брокерских структур просто «немыслима». Операции на границе – занятие очень специфическое, требующее определенных знаний и навыков в сфере экономики, законодательства, финансов и банковского дела. Представляется эффективной ситуация, при которой таможенными операциями занимаются профессионалы, оказывающие к тому же адресные услуги, востребованные участниками ВЭД. А начальник отдела перспективных технологий и информационного обеспечения таможенного контроля Главного управления организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) России Алексей Друшляков отмечает, что ФТС как исполнительному органу все равно, от кого именно принимать декларации, важно качество их заполнения.
Ведущий круглого стола, маркетолог-аналитик компании ООО «Партнер Логистик» Константин Пискун, видя единодушие участников, повернул дискуссию в другую сторону – целесообразно ли ввести законодательно норму, согласно которой все таможенные декларации будут приниматься исключительно от брокеров? Такой подход однако, как считают эксперты, едва ли возможен. «У участников ВЭД должен быть выбор», - полагает Л. Мороз. С другой стороны, отмечает она, компании-грузовладельцы, занимающиеся прохождением таможенных процедур самостоятельно, порой допускают ошибки, которые не совершили бы профессионалы таможенного дела. С этой точкой зрения согласен и В. Титов: при однородном товаропотоке грузовладельцы могут и самостоятельно справляться с прохождением границы, но если речь идет о меняющейся номенклатуре грузов, то лучше обратиться к узкому специалисту.
Общие черты дискуссии обрисовались более-менее четко: брокеры нужны, причем отрасль развивается в довольно позитивном ключе. Но что же вызывает неудовольствие властей? Ответ очевиден – серые брокеры, всячески способствующие тому, чтобы федеральный бюджет недополучал платежи. А поступления от таможни, к слову, составляют чуть меньше половины доходов государственной казны, отсюда, собственно говоря, и интерес к теме. Как поступить с серыми участниками рынка?
Ответ на этот вопрос также был довольно единодушен, различаясь лишь в деталях. Общее мнение экспертов таково: рынок сам отрегулирует уровень своей «белизны», со временем его прозрачность и законопослушность, конечно же, повысятся. Грузовладелец в конце концов выбирает сам, услугами какой компании ему пользоваться – работающей по белым или же серым схемам, указывает А. Друшляков. И, как в любом другом случае, грузовладелец считает выгоду и издержки. Если теневые игроки есть, значит, пока выгода больше, чем риски. «Мы можем предложить больше услуг, хотя наши услуги дороже», - говорит А. Федосеев, обрисовывая «вилку», в которой грузовладелец принимает решение. А Л. Мороз добавляет, что использование более дешевых, но в то же время более рискованных услуг, говорит о незрелости рынка как такового. Однако рынок развивается, так что и до «серости» доберутся: когда будет выгодно работать вбелую (а подобная тенденция уже наблюдается) тогда жизнь всех участников ВЭД, брокеров и заодно таможенной службы упростится.
Иван Ступаченко
РЖД-Партнер rzd-partner.ru 21.06.07