Таможенник сел за контрабанду
Коммерсант
В Приморском крае вынесен обвинительный приговор бывшему сотруднику Гродековской таможни Николаю Голышеву за контрабанду предметов вооружения. Таможенник обещал за вознаграждение обеспечить контрабандный канал вывоза в КНР запасных частей к самолету Су-27. В 2004 году к различным срокам лишения свободы были приговорены другие фигуранты этого дела — двое военнослужащих и один предприниматель.
Приговор Николаю Голышеву поставил точку в громком шпионском деле, начало которому было положено в 2002 году. Тогда один из военнослужащих базирующегося на аэродроме вблизи Владивостока 22-го гвардейского истребительного авиаполка 11-й армии ВВС и ПВО сообщил в управление ФСБ, что его сослуживец майор Артюхов предложил ему деньги за информацию об истребителе Су-27. Контрразведка решила «разработать» майора. Вскоре ФСБ выяснила, что он действовал не один. По данным чекистов, он выполнял задания капитана Игоря Лукина, служившего в том же полку. С капитаном Лукиным, в свою очередь, были связаны местные предприниматели Александр Белошапкин и Виктор Попов, у которых были налажены контакты в Китае.
Предприниматели часто звонили в эту страну некоему человеку, представлявшемуся Ваней. В мае 2002 года он якобы и попросил их привезти газотурбинную энергоустановку ГТДЭ-117-1 от Су-27. Оперативники ФСБ тут же установили, что именно такой двигатель находился в гараже Виктора Попова во Владивостоке. Преступников решили брать с поличным.
Александр Белошапкин и Виктор Попов в июне 2002 года выехали в Китай, а груз отправили железной дорогой. Помимо энергоустановки в вагоне оказались агрегат СК-224-05, предназначенный для запуска реактивных двигателей Су-27, три боевых выстрела с противотанковыми управляемыми ракетами, головка самонаведения «Топаз» ракеты типа «воздух-воздух», а также запасная часть к самолету Миг-23 2М. 17 июня груз задержали на железнодорожном переходе Сосновая Падь, а отправителям Белошапкину и Попову сообщили по телефону о том, что прибытие состава откладывается в связи с возгоранием локомотива. Когда Александр Белошапкин и Виктор Попов вернулись в Россию разбираться, их тут же взяли под стражу.
В декабре 2004 года Приморский краевой суд признал Александра Белошапкина виновным в государственной измене (ст.275 УК РФ), контрабанде и незаконной перевозке боеприпасов и приговорил к 11 годам колонии общего режима. Капитана Игоря Лукина приговорили к 10 годам с лишением звания. Майора Александра Артюхова тоже разжаловали и приговорили к восьми годам условно. Четвертый фигурант этого дела Виктор Попов не дожил до суда — в сентябре 2002 года, после того как ему предъявили обвинение, он покончил с собой в следственном изоляторе.
Что касается Николая Голышева, то дело в отношении него было выделено в отдельное производство и расследовалось Приморской транспортной прокуратурой. Как было установлено, таможенник вступил в сговор с Белошапкиным и Поповым и за вознаграждение в размере $1 тыс. пообещал обеспечить контрабандный провоз в КНР запасных частей к самолету Су-27 и Миг-23 2М и головки самонаведения «Топаз». В июне 2002 года Голышев получил от Виктора Попова запчасти к самолетам, которые сначала спрятал в доме своего родственника, а затем передал машинистам тепловозов, осуществляющих перевозки товаров в КНР.
Вчера Пограничный районный суд Приморья признал бывшего ведущего инспектора отдела таможенного оформления и контроля Гродековской таможни Николая Голышева виновным в контрабанде вооружения, совершенного должностным лицом с использованием своего должностного положения (ст.188, ч.3, п. «б» УК РФ). Таможенник приговорен к шести годам колонии общего режима и штрафу в размере 300 тыс. руб.
Алексей Чернышев,
Владивосток