Таможенная реформа вылилась в очереди
Таможня принимает экстренные меры, чтобы избавиться от очередей из фур на своих постах на северо-западе. Они появились после закрытия Выборгского и Пискаревского постов.
В редакцию "Делового Петербурга" поступают звонки от перевозчиков, которые больше недели не могут растаможить ввезенные в Россию грузы. Как рассказал генеральный директор ТД "Борис и Павел" Валерий Бирзолов, в очередях у терминала скоропортящиеся и другие грузы стоят по 5 дней, а на границе — больше недели.
По данным Северо–Западного таможенного управления (СЗТУ), очереди наблюдаются на таможенных постах Южный, Шушарский, Юго–Западный, Красносельский, Гатчинский. Причиной стало закрытие двух таможенных постов — Выборгского (терминал корпорации "Стерх") и Пискаревского (терминал ГК "Транссфера"). Ежедневно они обслуживали 400–500 автомобилей. Посты были закрыты в рамках концепции по выносу таможенного оформления на границы РФ, которую реализует Федеральная таможенная служба.
Как сообщили в СЗТУ, для уменьшения очередей было увеличено время работы и расширен штат сотрудников действующих таможенных постов. Начали работу два таможенно–логистических терминала (ТЛК) на границе на постах Торфяновский (Выборгская таможня, российско–финское направление) и Овинковский (Себежская таможня, российско–латвийское направление). В полном объеме работают все таможенные посты Псковской, Кингисеппской, Новгородской таможен. Планируется создать Автомобильный таможенный пост на базе терминала НКК в Шушарах. Также в планах СЗТУ — открытие в ближайшее время еще 9 подобных ТЛК вблизи границы.
Однако предприниматели скептически относятся к планам СЗТУ. Стоимость строительства одного терминала составляет $50 млн, а срок окупаемости—8 лет. Всего два года назад открылись новые терминалы в рамках концепции ФТС по выносу таможенного оформления за черту города. Теперь их переносят на границу, а вложенные бизнесом деньги уже не вернутся. Ясно, что предприниматели уже вряд ли захотят потакать "капризам" таможни и моментально проблема не решится.
Как рассказал Валерий Волков, генеральный директор ЗАО "Автоколонна 1107", направления на тот или иной терминал перевозчикам выдают таможенники на границе, и сейчас именно от них зависит, насколько правильно будут распределены грузопотоки. "Раньше в экстренных ситуациях СЗТУ направляло фуры на склады временного хранения, на которых нет таможенного поста. Туда прикомандировывали сотрудника таможни, который оформлял все грузы", — вспоминает он.
По словам Вячеслава Лазаряна, генерального директора ОАО "Совавто–Петербург" (терминал "Южный"), сейчас терминал ежедневно обрабатывает 170 автомобилей, а оформления ждут еще более з00. В среднем машины стоят трое суток. Сейчас таможня увеличила число сотрудников, а компания расширяет свою территорию, что позволит оформлять до 220 машин в сутки и не создавать пробки на дороге из–за стоящих фур.
Перевозчики уверены, что проблему можно решить и при существующем числе терминалов. "Таможня уже увеличила штат сотрудников, но если еще и упростить технологию оформления грузов, то число оформляемых в сутки машин резко возрастет", — уверен Вячеслав Лазарян.
DP.RU; 01.04.10