19.03.09

Таможенная реформа обернется дефицитом продуктов

Семикилометровая очередь из фур скопилась на границах Москвы. В каждой машине - необходимые городу продукты. Но никто не знает, когда эти продукты попадут в столицу и как отразится на ценах такая задержка с поставками...

Валера, водитель-дальнобойщик из Вильнюса, расположился в своей кабине вполне по домашнему, в тапочках:

- А я тут с пятницы сижу, обжился уже, - объясняет он. - Вроде обещали сегодня ночью растаможить, но как-то слабо верится... Трудно здесь, конечно. Ни душа, ни туалета нет. Таможенники совсем чумные ходят, вчера у одного питерского парня документы куда-то посеяли, тот чуть не плакал здесь... Никто же не подготовился к такому количеству машин, да и просто раздолбайства хватает. Ты вот, например, как сюда прошел? Через ворота? А там вообще-то охрана должна быть, наши фуры охранять... черт их знает, где они сейчас. Сами себя охраняем...
- А что везешь?
- Киви. Интересно, сгниют или нет? Срок доставки уже вышел... Я-то ладно. А вот прикинь, как волнуются те, у кого, скажем, мясо. Хоть бы скоропорты сначала пропустили, в вашей столице ведь жрать нечего будет, если все продукты тут попортятся...

...Еще в середине 2008 года премьер Владимир Путин распорядился разработать концепцию по развитию и упорядочению таможенного оформления грузов. В Федеральной таможенной службе эту концепцию с марта начали внедрять в столице в порядке эксперимента. С 3 марта были закрыты Южная, Восточная и Западная московские таможни. Расчет таможенников понятен: закрытие московских таможен разгрузит столичные автомагистрали. Но областные таможни к такому повороту оказалась не готовы, их пропускная способность с таким наплывом грузовиков справиться просто не способна.

В результате - многокилометровые очереди на подмосковных терминалах, как, например, здесь, в Домодедово, где мы познакомились с Валерой. Таких, как он, здесь сотни, если не тысячи. Автомобильные номера со всей Европы, ведь около половины потребляемого в Москве продовольствия - импорт, который привозят дальнобойщики. А за день Москва, между прочим, съедает 32 тысячи тонн еды. Вот и представьте, насколько значимы для нее бесперебойные поставки продовольствия. Известно, что в марте из-за таможенного кризиса в Москву завезли в два раза меньше мяса, чем обычно. Теперь рост цен неизбежен. Причем, по словам дальнобойщиков, конца этому кризису не видно: количество грузовиков в очереди растет быстрее, чем пропускает таможня...

- Я слышал, можно договориться за две тысячи, и тебя в течении суток растаможат, - говорит Валера. - Но хозяин моего груза платить отказался. Пусть, говорит, хоть весь товар сгниет, но за чужой идиотизм я платить не буду.

Анатолий Раснач, водитель из Латвии:
- Я чай в Москву везу, это мой первый рейс в российскую столицу в этом году... Честно говоря, у вас с растаможкой и так-то бардак постоянно, но сейчас ваша таможня просто сама себя превзошла. Создали гемморой для всех москвичей на пустом месте...

Вацлав Васс, водитель из Литвы:
- Я только вчера подъехал, но уже понятно - попали мы тут все крепко... Черт его знает, когда пропустят. Таможенники сами говорят, что не представляют, как эту проблему разрешить. Ладно хоть не скоропорт везу, а подъемники для ворот. Как говорится, не горит.

С 3 марта
в Москве закрыты три таможни - Южная, Восточная и Западная (северная московская таможня была закрыта еще в 2008 году). Вместо них работает одна Московская таможня (в нее входят пять специализированных таможенных пункта). Реорганизованные таможни присоединены к подмосковным терминалам. В итоге с марта в Москве и области работают пять таможен, в составе которых предусматривается 62 поста и 20 отделов оформления и контроля.

Metro St.Petersburg; 19.03.09